Только захожу в класс к первоклассникам, как немедленно слышу от сидящего впереди Саши, что Даша списывает домашнее задание. Их у меня в группе всего восемь человек, и я сразу вижу и слышу, кто чем занят. Я знаю, что все мои ученики отлично справляются, кроме самого Саши, и им не нужно ничего друг с друга списывать. Единственный, кто этим грешит - сам Саша.
С его стороны ябедничество - способ привлечения внимания к себе, желание быть хорошим на фоне кого-то другого плохого. Я пресекаю такие случаи на корню. Ябедничать не разрешаю. " Саша, а вот если бы вместо Даши был бы твой брат Лёша ( он тоже учится в этой группе), ты бы тоже про него рассказал?" - спрашиваю у мальчика. "Да, рассказал бы!" - не колеблясь отвечает Саша. Тут же Лёша подскакивает со своего места и кричит, что он тоже бы выдал Сашу. Причём отношения между братьями хорошие. Но они готовы сдать друг друга, если нужно уйти от ответственности или решить какую-то проблему. И такие ситуации с детьми случаются часто. Не только с этими двумя братьями, а со многими другими, когда дети ябедничают, выдают товарищей, выгораживают себя обманом и поклёпом на других и не держат своё слово.
Вспоминаю своё детство. Однажды мы в деревне играли в "войнушку" - девочки против мальчиков. Девочки залезли в старую сторожку на ферме, а мальчики вели осаду снаружи. В сторожке не было потолка, поэтому мы кидали комья земли и глины через чердачное окно. Кидали вслепую, так как окно было высоко, и комья летели произвольно. Мальчишки кидали землю в нас через то же чердачное окно. Один ком глины попал в одного из парней и пробил голову. Мы тут же прекратили бой, снова сдружились и повели "раненого" домой.
Олег - так звали пострадавшего - ушёл домой, ему наложили повязку, и вскоре он уже снова был с нами. Мы мирно сидели на лавочке, когда вдруг примчался его старший брат и начал искать виновного, чтобы "тоже пробить ему голову. Он построил нас в линейку и выпытывал, кто кинул тот злосчастный земляной ком. Все молчали, хотя мы знали, кто именно попал в голову Олегу. Молчал и Олег, несмотря на то, что это его брат, и он пришёл мстить за него. Брат давал оплеухи, дергал за уши, девчонок за волосы, страшно тряс кулаками перед лицом. Никто не дрогнул. Выдать товарища было подло. Хоть мы и воевали с мальчишками, тут все стали заодно. А сейчас я часто наблюдаю, как на отчаянное восклицание учителя ( моё в том числе) типа "Кто же это натворил!", когда учитель вовсе не имел цели найти виноватого, а просто выразил эмоции, лес рук мгновенно указывает на провинившегося - "это он, он сделал!" И все эти правдолюбы абсолютно уверены в том, что они поступают правильно и справедливо.
Почему так сместились моральные установки? Может быть потому, что мы росли в коллективе, а в коллективе действуют свои законы и своеобразный кодекс чести. Сейчас большинство детей разобщены, оторваны от реальности. Многие не гуляют, а одноклассников видят только в школе. Предпочитают виртуальное общение реальному. А в виртуальном общении больше свободы, и не нужно отвечать за свои слова и поступки. Поэтому многие не умеют искать компромисс, а любой спор превращают в ссору с переходом на личности и взаимными оскорблениями.
У нас не было интернета, нельзя было "покинуть чат", оставив за собой последнее, порой грубое слово. За каждое слово приходилось нести ответ. Кроме того, мы росли на других примерах. Пионеры-герои, благородные и не очень герои Гайдара, Рыбакова, Крапивина подавали пример и учили тому, как не стоит поступать. Сильно было моральное порицание. Если ты стучал и сдавал товарища, тебя презирали и не принимали в компанию. Сейчас у детей нет потребности быть членом группы. Общение им заменил интернет, в котором они и самоутверждаются. Книг не читают, поучительные фильмы и мультфильмы не смотрят, биографий пионеров-героев не знают.
Нет у них и авторитетов. Родители часто совсем не учат детей правильному, достойному поведению, а нередко просто что-то запрещают или вообще наказывают, не объясняя, почему так нельзя делать. Иногда сталкиваюсь с не очень вежливым поведением детей в школе. Делаю замечание, объясняю на примерах, что такое поведение неприлично или считается признаком невоспитанности, а ребёнок быстро соглашается и говорит, что просто не знал, что так делать нельзя.
Например, я выдаю наклейки за урок. Некоторые дети не только вырывают книжку с наклейками друг у друга (иногда я позволяю им самим выбирать), но могут вырвать и у меня из рук. Или кричат "А где наклейки?", хотя мы постоянно учимся просить вежливо по-английски " Give me a sticker, please!" (Дайте мне наклейку, пожалуйста!). Один девятилетний мальчик недавно разговаривал со мной, глядя в телефон. Я объяснила, что когда кто-то разговаривает с ним, то воспитанный человек всегда смотрит на собеседника. Ребёнок извинился и исправился. Очевидно, что он так привык в семье, где не делали на этом акцент.