Популярный французский истребитель "Рафаль", купленный Индией в начале прошлого десятилетия, поставил два очень своеобразных и сомнительных рекорда. Во-первых, он стал самым дорогим в истории серийным самолётом, проданным на экспорт. Во-вторых, это, пожалуй, самый большой и долгоиграющий финансово-экономический скандал в истории Индийской Республики, хотя таких в Индии - вагон и маленькая тележка.
Сделка была заключена в январе 2012 года, и теперь ежегодно открываются её новые коррупционные подробности. Не так давно счётная комиссия Сансада (индийского Парламента) выяснила, что цена самолёта за последние годы заметно возросла, из-за обучающих программ и цифрового обеспечения, и достигла абсолютно рекордных 244 млн долларов за экземпляр, что примерно на 7-8% выше ранее заявленной стоимости. Отдельной историей стало приобретение оружия и опции системы дозаправки в воздухе, произведенное, по словам лидера индийской оппозиции Рахула Ганди (внука Индиры Ганди), по "абсолютно непрозрачным схемам и комически высокой цене".
В качестве примера, Ганди-младший приводил покупку Китаем российских истребителей Су-35, которые, как утверждают военные эксперты оппозиционного Индийского Национального Конгресса, "эффективнее индийских Рафалей по абсолютному большинству параметров". Как посчитали специалисты, за деньги, отданные за один "Рафаль", можно было приобрести четыре российских Су-35, три шведских Грипена, столько же Еврофайтеров и и даже пару "стелсов" Ф-35Б, по цене для Великобритании, что называется, "с полным фаршем" и всеми сопутствующими товарами.
Шведы вновь назвали свой истребитель Gripen E. "палачом российского Су". Что заставляет их делать такие храбрые заявления.
На фоне бесконечных скандалов с Рафалями, сделка с российскими Су-30МКИ оказалась самой тихой в новейшей истории Индии. Страна активно участвовала в разработке самолёта и общем финансировании проекта. Можно сказать, что он состоялся благодаря индийским деньгам. Су-30МКИ стал основой индийских истребительных ВВС и не только. Тяжелый истребитель выступил в роли основного носителя "Брамос", первой индийской высокоточной крылатой ракеты класса "воздух-земля", также сделанной в кооперации с россиянами. Но не так давно и российский Су оказался в центре крупной финансовой махинации. Здесь стало немного тревожно, но нет. Наши доморощенные коррупционеры тут абсолютно не причем. Индийцы и сами признанные чемпионы во внецелевом освоение средств.
С 2004 года "Сушки" начали производиться в Индии, на заводах корпорации HAL. На сегодня локализация их производства достигает 95%. Пока самолёт полностью собирался из российских машинокомплектов, всё было тихо и спокойно, но как только HAL принялись делать самолёт почти самостоятельно, начались настоящие чудеса. Для начала, индийская сборка, несмотря на крайне низкую зарплату местных рабочих, оказалась дороже российской почти в два раза.
Читайте ещё: Как Индия, отказавшись от проверенных МиГов, приобрела сверхдорогой Рафаль и огромную кучу проблем вместе с ним.
Официальные лица объяснили это тем, что индийские "сушки" более продвинутые и в них интегрированы цифровые системы, оружие и радары французского и израильского производства. Но во-первых, они столько не стоят, а во-вторых "передовые" системы по параметрам оказались ничем не лучше оригинальных российских, обгоняя их по цене от трёх до пяти раз. В итоге стоимость собственно индийских "сушек" незаметно выросла с 37, до 62 млн долларов за экземпляр, при определённо упавшем качестве. Абсолютное большинство рекламаций связаны именно с Су-30, собранными в Индии, а индийские пилотажные группы, известные серией победных учебных боев, предпочитают самолёты, имеющие российское происхождение.
Тяжелая огнеметная система. "Прибор термической дезинфекции".Как российский "Буратино" помог Ираку защитить Багдад от радикалов.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!