Найти тему
Дневники Зеленого края

Индийские танцы с бубнами, истребителями и грандиозными "откатами". К скандалу с Рафаль прибавилась коррупция с российскими "Су"

Запуск сверхзвуковой крылатой ракеты "Брамос" с индийского Су-30МКИ. Более 200 этих истребителей мсоставляют основу индийских ВВС. Недавно самолёт оказался в центре коррупционного скандала. Фото твиттер IAF
Запуск сверхзвуковой крылатой ракеты "Брамос" с индийского Су-30МКИ. Более 200 этих истребителей мсоставляют основу индийских ВВС. Недавно самолёт оказался в центре коррупционного скандала. Фото твиттер IAF

Популярный французский истребитель "Рафаль", купленный Индией в начале прошлого десятилетия, поставил два очень своеобразных и сомнительных рекорда. Во-первых, он стал самым дорогим в истории серийным самолётом, проданным на экспорт. Во-вторых, это, пожалуй, самый большой и долгоиграющий финансово-экономический скандал в истории Индийской Республики, хотя таких в Индии - вагон и маленькая тележка.

Индийский министр обороны господин Раджнат Сингх, после долгих проволочек,  принимает первые экземпляры Рафаль у министра обороны Франции, госпожи Флоренс Парли. Фото ANI
Индийский министр обороны господин Раджнат Сингх, после долгих проволочек, принимает первые экземпляры Рафаль у министра обороны Франции, госпожи Флоренс Парли. Фото ANI

Сделка была заключена в январе 2012 года, и теперь ежегодно открываются её новые коррупционные подробности. Не так давно счётная комиссия Сансада (индийского Парламента) выяснила, что цена самолёта за последние годы заметно возросла, из-за обучающих программ и цифрового обеспечения, и достигла абсолютно рекордных 244 млн долларов за экземпляр, что примерно на 7-8% выше ранее заявленной стоимости. Отдельной историей стало приобретение оружия и опции системы дозаправки в воздухе, произведенное, по словам лидера индийской оппозиции Рахула Ганди (внука Индиры Ганди), по "абсолютно непрозрачным схемам и комически высокой цене".

К истребителям Рафаль индийцам пришлось дополнительно приобретать шесть самолётов-заправщиков концерна Аэрбас, тоже, мягко говоря, очень недешёвых. Фото твиттер IAF
К истребителям Рафаль индийцам пришлось дополнительно приобретать шесть самолётов-заправщиков концерна Аэрбас, тоже, мягко говоря, очень недешёвых. Фото твиттер IAF

В качестве примера, Ганди-младший приводил покупку Китаем российских истребителей Су-35, которые, как утверждают военные эксперты оппозиционного Индийского Национального Конгресса, "эффективнее индийских Рафалей по абсолютному большинству параметров". Как посчитали специалисты, за деньги, отданные за один "Рафаль", можно было приобрести четыре российских Су-35, три шведских Грипена, столько же Еврофайтеров и и даже пару "стелсов" Ф-35Б, по цене для Великобритании, что называется, "с полным фаршем" и всеми сопутствующими товарами.

Шведы вновь назвали свой истребитель Gripen E. "палачом российского Су". Что заставляет их делать такие храбрые заявления.

Су-30МКИ производства индийской компании HAL.  Фото Hindustan Aeronautics Limited
Су-30МКИ производства индийской компании HAL. Фото Hindustan Aeronautics Limited

На фоне бесконечных скандалов с Рафалями, сделка с российскими Су-30МКИ оказалась самой тихой в новейшей истории Индии. Страна активно участвовала в разработке самолёта и общем финансировании проекта. Можно сказать, что он состоялся благодаря индийским деньгам. Су-30МКИ стал основой индийских истребительных ВВС и не только. Тяжелый истребитель выступил в роли основного носителя "Брамос", первой индийской высокоточной крылатой ракеты класса "воздух-земля", также сделанной в кооперации с россиянами. Но не так давно и российский Су оказался в центре крупной финансовой махинации. Здесь стало немного тревожно, но нет. Наши доморощенные коррупционеры тут абсолютно не причем. Индийцы и сами признанные чемпионы во внецелевом освоение средств.

Чисто российские СУ-30МК2 для Китая обошлись НОАК почти в два раза дешевле, чем Су-30МКИ индийской сборки для индийцев. Фото Синьхуа
Чисто российские СУ-30МК2 для Китая обошлись НОАК почти в два раза дешевле, чем Су-30МКИ индийской сборки для индийцев. Фото Синьхуа

С 2004 года "Сушки" начали производиться в Индии, на заводах корпорации HAL. На сегодня локализация их производства достигает 95%. Пока самолёт полностью собирался из российских машинокомплектов, всё было тихо и спокойно, но как только HAL принялись делать самолёт почти самостоятельно, начались настоящие чудеса. Для начала, индийская сборка, несмотря на крайне низкую зарплату местных рабочих, оказалась дороже российской почти в два раза.

Читайте ещё: Как Индия, отказавшись от проверенных МиГов, приобрела сверхдорогой Рафаль и огромную кучу проблем вместе с ним.

Монтажные работы с Су-30МКИ на заводе в Бангалоре. В марте нынешнего года там было собрана последняя лицензионная партия. Фото Hindustan Aeronautics Limited
Монтажные работы с Су-30МКИ на заводе в Бангалоре. В марте нынешнего года там было собрана последняя лицензионная партия. Фото Hindustan Aeronautics Limited

Официальные лица объяснили это тем, что индийские "сушки" более продвинутые и в них интегрированы цифровые системы, оружие и радары французского и израильского производства. Но во-первых, они столько не стоят, а во-вторых "передовые" системы по параметрам оказались ничем не лучше оригинальных российских, обгоняя их по цене от трёх до пяти раз. В итоге стоимость собственно индийских "сушек" незаметно выросла с 37, до 62 млн долларов за экземпляр, при определённо упавшем качестве. Абсолютное большинство рекламаций связаны именно с Су-30, собранными в Индии, а индийские пилотажные группы, известные серией победных учебных боев, предпочитают самолёты, имеющие российское происхождение.
Тяжелая огнеметная система. "Прибор термической дезинфекции".Как российский "Буратино" помог Ираку защитить Багдад от радикалов.

Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным. Спасибо!