Найти тему
Константин Смолий

Дорога на юг (заметки по пути из Волгограда в Краснодар)

Россия – это то, что тянется вдоль трасс, свои глубины пряча от ленивых взглядов. Поля, стада, холмы, домов иконостас с украшенными тленом ликами фасадов…

Езда в машине создаёт иллюзию недвижности,

покоя посреди вихрящегося хаоса,

божественно спокойного пребывания

посреди сугубо человеческой мимолётности.

Хотя, на самом деле, мимолётен ты,

а то, что за окном, вросло в пейзаж, в карту

и, с полным равнодушием к странникам,

стремится остаться таким, каким было,

сохранив ритм повседневности

и сделав завтрашний день предсказуемым.

Тем не менее, жизнь не стоит на месте,

она наполнена суетой, мелкими делами.

Увы, чтобы быть, приходится действовать:

заводить мотор и куда-то ехать,

отворять дверь кирпичного сарая,

везти в люльке охапку сена,

мести землю перед воротами,

из-под которых выползает горделивая собака

и нехотя облаивает путников,

доказывая им обитаемость своего пространства,

незыблемость хозяйской власти,

заботу об отражении ползущего хаоса,

готового перемолоть всё, что остановилось.

Россия – это непрерывность пустырей, где горожане позабыли о просторе, и где, при белых изобилии морей, отдохновенья ищут только в Чёрном море.

Природа на юге уныла, но ласкова.

Конец ноября, но повсюду разлит нежный,

умиротворяющий солнечный свет.

И даже без листьев много зелёного:

это бесстрашные ростки озимых,

готовые встретить зиму лицом к лицу.

Цикл земледелия непрерывен,

а с земледелием здесь связано всё.

Чем ещё заниматься на этих равнинах,

в чём ещё находить источник выживания?

Поэтому характернейшее сооружение юга,

помимо традиционно красных домов,

это элеватор – обычно зелёный, непременно облезлый.

И, конечно, техника – и новенькая,

и видавшая виды, много раз чиненная,

и совсем списанная, оставленная тому самому хаосу,

что пожирает всё остановившееся.

Так и стоят раскрашенные тленом агрегаты,

и смотрят на поля, на которые им уже не выйти.

Впрочем, это ещё почти не природа,

как и брошенные у трасс псы,

постоянно переходящие дорогу,

как будто с той стороны их наконец-то ждёт дом.

А вот лесов на юге нет,

только тощие, линейкой отмеренные посадки,

созданные руками человека

в сугубо утилитарных целях –

служить преградой ветру,

ведь других преград у ветра на юге нет,

кроме, разумеется, Кавказа,

к которому рано или поздно приводят все дороги на юг.

Россия – это то, что вокруг храмов спит, не благовестом пробуждаясь, но набатом. Здесь даже тот, кто на печи всю жизнь лежит, способен стать святым, сроднившись с автоматом.

Церкви практически не видны с дороги,

разве что блистающие где-то вдали купола.

На юге не ощущаешь божественное присутствие:

какое-то всё весёлое, земное,

крепко стоящее на ногах.

И только дорожные развязки взмывают в воздух,

развязки, которых всё строят и строят

с поистине пантагрюэлевым размахом,

видимо, чтобы однажды ты всё-таки свернул не туда.

А остальное старается не загораживать горизонт

и не противопоставлять вертикали горизонтали,

да и вообще не загромождать землю,

которая нигде не ценится так, как на юге.

И даже речки здесь очень скромны:

они не разливают свои воды чересчур широко

и часто тихо умирают,

уткнувшись в непременные камыши.

Да и люди умирают негромко,

перемещаясь из своей деревни

чуть в сторону, на маленький погост,

который тоже не занимает много земли,

столь ценной для земледелия,

намного ценнее, чем люди,

которых земледелию нужно всё меньше

и которыми оно охотно делится

с городами, торговлей, водкой

и, в конечном счёте, с кладбищем.

Кладбищем, полном людьми,

всю жизнь грезившими о земном рае,

но так его и не обретшими.

Россия – это то, что тянется на юг…