Подборка фотографий Советской авиации. Данный выпуск полностью посвящен легендарному реактивному военно-транспортному самолету Ил-76.
1. Второй летный прототип Ил-76
Второй лётный прототип Ил-76 СССР-86711 на Ходынском поле в феврале 1973 года. Самолет был выпущен на производственных мощностях ОКБ С.В. Ильюшина на Московском машиностроительном заводе «Стрела». Этот предсерийный экземпляр отличался от остальных Ил-76 наличием электроимпульсной противообледенительной системой (ПОС), позволявшей «стряхивать» лед с крыла и оперения.
Ил-76 СССР-86711 проходил испытания по программе оценки летных характеристик и отработке ПНПК-76, связного оборудования и погрузочно-разгрузочных систем. Также он был задействован в испытаниях по базированию на грунтовых аэродромах. Кроме того, самолет активно демонстрировался на различных зарубежных авиашоу.
Ил-76 СССР-86711 после вывода из эксплуатации был передан Рижскому Краснознаменному институту инженеров гражданской авиации (РКИИ ГА), где самолет использовали в качестве учебного пособия. После распада СССР и ликвидации РКИИ ГА, самолет некоторое время стоял на учебном аэродроме, пока в 1997 году не был разрезан на лом металлов.
2. Ил-76 СССР-86807 с грузом для ядерных исследований в Женеве
Идет разгрузка самолета ИЛ-76 СССР-86807, в феврале 1978 года доставившего в Женеву пропорциональные камеры, изготовленные в ОИЯИ. Немного поясню читателю, что именно, откуда и для чего привез этот Ил-76.
Многопроволочная пропорциональная камера (или просто проволочная камера) – детектор ионизирующего излучения (или детектор элементарных частиц), технология таких камер есть развитие концепции счетчика Гейгера и пропорционального счетчика. В отличие от пропорционального счетчика, в котором используется один анод для снятия сигнала, в многопроволочной пропорциональной камере в едином газовом объеме находятся сразу большое количество анодов, что позволяет получать не только информацию о величине ионизации, но и координату прошедшей частицы.
Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) – международная межправительственная научно-исследовательская организация в наукограде Дубна Московской области. Учредителями являются 18 государств-членов ОИЯИ. Основные направления теоретических и экспериментальных исследований в ОИЯИ – ядерная физика, физика элементарных частиц и исследования конденсированного состояния вещества.
Около Женевы располагается CERN (Европейская организация ядерных исследований) с целью консолидации усилий западноевропейских стран в изучении фундаментальных свойств микромира. На фотографии мы видим, как раз результат совместных научных исследований, когда в Швейцарию из Подмосковья было доставлено современное для тех лет оборудование, для исследования глубоконеупругого рассеяния мюонов на установке NA4 в CERN.
Вернемся к авиации, на фотографии запечатлен военно-транспортный самолет Ил-76 СССР-86807, 1975 года выпуска. Самолет эксплуатировался в 339 втап в Витебске. После 1985 года самолет оказался в 78 овтаэ в подмосковном Клину. В 1990-е года был выведен из эксплуатаций. В 2009 году после долгих лет хранения на аэродроме Клин-5 был разрезан на лом металлов.
3. Ил-76МД СССР-86902 в Тарту
Ил-76МД CCCP-86902 196 втап в Тарту. На фотографии запечатлено видимо погрузка имущества МО, при выводе войск из Эстонии. Самолет Ил-76МД СССР-86902, 1982 года выпуска, эксплуатировался в 1 авиаэскадрилье 196 втап в Эстонской СССР в Тарту. После развала СССР, полк вместе со всеми самолетами перебазировался в Тверь в Мигалово. В 1993–1996 годах в детстве, я неоднократно наблюдал этот самолет на глиссаде при посадке в Мигалово.
4. Ил-76 в аэропорту Северный города Красноярск
Ил-76 на летном поле аэропорта Красноярск-Северный в 1980 году. Фотосъемка сделана с крыши общежития летного состава. Очень хорошо видно летное поле и самолетный полк, представленный почти всеми видами самолетов. которые принимал аэропорт. Вдали справа виднеется единственная 9-этажка, «Зенит». Также справа можно разглядеть здание аэровокзала и диспетчерский пункт. Кроме Ил-76 на фотографии запечатлены Ан-12, Ан-26, Ту-154, Ил-18, Як-40 и даже Ан-2.
5. Командир Ил-76 Вячеслав Соков
Командир воздушного судна Ил-76 Вячеслав Соков в Иркутском аэропорту на рубеже 1980-х годов.
6. Первый полет прототипа Ил-76
25 марта 1971 года в Москве с Центрального аэродрома имени Фрунзе экипаж во главе с Заслуженным летчиком-испытателем СССР Эдуардом Ивановичем Кузнецовым выполнил первый полет на тяжелом военно-транспортном самолете Ил-76, первом советском реактивном военно-транспортном самолете.
7. Производство Ил-76 в Ташкенте
Сборка военно-транспортных самолетов Ил-76 на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В.П. Чкалова в 1987 году. С 1973 года на предприятии, в общей сложности, было построено более 900 самолетов, из которых более 100 отправили на экспорт. В марте 2006 года серийное производство самолетов Ил-76 было перенесено в Ульяновск.
8. Ил-76 спешит на помощь Армении
Погрузка в самолет Ил-76МД СССР-76582 грузов для жителей Армении, пострадавших от землетрясения. Фотография сделана в январе 1989 года в аэропорту Алма-Аты. На восстановительные работы были мобилизованы материальные, финансовые и трудовые возможности СССР. Приехали 45 тысяч строителей из всех союзных республик.
Самолет Ил-76МД СССР-76582, 1984 года выпуска, эксплуатировался в 37 втап в Арцизе Украинской ССР. После развала СССР самолет достался Украине. Эксплуатировался Ил-76 в авиакомпании «Атлант-СВ». С 2001 года самолет на хранении в Запорожье, был выставлен на продажу. В сентябре 2010 года после продажи этот Ил-76 был разделан на лом металлов.
9. Разгрузка Ил-76 в Норильске
Разгрузка самолета ИЛ-76 в Норильском аэропорту в 1981 году. На переднем плане грузовик ЗИЛ-131 в северном исполнении.
10. Макет Ил-76 в Красноярске
Макет самолета Ил-76, созданный собственными силами работников аэропорта Красноярска Северный. Подобные макеты использовались на первомайских демонстрациях в агитационных колоннах, а также в качестве интерьера аэровокзалов.
© Юрий Дорошенко
Продолжение следует...