У нас сегодня на сравнении два уникальных проекта, которые не имеют аналогов: это отечественный тепловоз на резиновых колёсах по прозвищу "Машка" и немецкий Lauster MF 60. Цель сравнения - выяснить, который из них лучше.
И начнём мы с немецкого тепловоза на колёсах. Представьте себе, Западная Германия, 70-ые года, и по ту сторону "железного занавеса" немецкие военные решили сделать гибрид карьерного самосвала и тепловоза. Об этой амбициозной идеи становится известно и в СССР в том числе, и многие обеспокоенные структуры с замиранием сердца следили за немецким проектом.
И уже в середине 70-х годов немецкие военачальники торжественно представили готовое изделие, выпущенное в единственном экземпляре, которое аналогов в мире не имело. И казалось бы, зачем вообще ставить тепловоз на огромные резиновые пневматические шины?
Как оказалось, назначение этого тепловоза на колёсах от карьерного самосвала было вполне утилитарным. Немецким конструкторам гусеничной военной техники нужен был динамометрический стенд для испытания тяговых и мощностных параметров их танков и прочих самоходок на гусеницах. К этому Лаустеру на жёсткой сцепке крепили танк, и он начинал тащить за собой тепловоз на колёсах. При этом тяговые электродвигатели Лаустера уходили в этот момент в генераторный режим работы, и по производимой ими электроэнергии можно было судить о механической мощности танка и его крутящем моменте.
Получается, что немецким военным нужна была передвижная лаборатория на колёсах для испытания танков, нечто вроде нагрузки для гусеничной техники. И они её получили. При этом весит этот Лаустер около 80 тонн, а его длина составляет чуть больше 15 м. В нём применён дизель-электрический привод, состоящий из двух двигателей от танка "Леопард 1",а также двух генераторов и четырёх электромоторов. Его суммарная мощность доходит до 1850 л. с.
Через два генератора эти двигатели запитывают четыре тяговых электродвигателя, которые расположены в осях. Преимуществом этого уникального испытательного стенда состоит в том, что так называемая локомотивная архитектура позволяет перемещаться и работать в обоих направлениях. Для этого на Лаустере есть две кабины, как и в тепловозе. Все колёса ведущие и поворачиваются для улучшения манёвренности и уменьшения радиуса разворота. Плюс ко всему этот восьмиколёсник может ехать боком.
Максимальное тяговое усилие от танка, которое способен выдержать Лаустер, доходит до 100 тон, а непрерывное усилие составляет 60 тонн. Максимальная скорость ограничена на отметке 70 км/ч. Этот самоходный испытательный стенд получился на столько успешным, что его используют в ездовых испытаниях танков по сей день. А ведь с момента его выпуска прошло уже 45 лет.
А теперь перейдём к отечественному тепловозу на резиновых колёсах.
Представьте себе Россию 90-х. В 1997 году стартовал проект под кодовым названием "Бальзамин", в рамках которого нужно было взять и повторить успех немецких инженеров со сращивание колёсной платформы с тепловозом. Для решения такой амбициозной задачи подключили специалистов из 21-го НИИ при Минобороны РФ, а также в этом проекте были задействованы некоторые кафедры МГТУ им. Баумана.
В результате было принято совместное решение: срастить между собой колёсную платформу от военного ракетовоза МАЗ 547Э с тепловозом М62. И уже в 2002 году на производственной площадке Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава в городе Коломна появилось готовое изделие. И в данном случае тепловозный дизельный двигатель вращал генератор, а тот в свою очередь через ряд преобразователей запитывал тяговые электродвигатели, которые располагались в ступицах колёс ракетовозного шасси.
Готовое изделие получило прозвище "Машка". Именно за счёт своей повышенной проходимости наша Машка должна была "утереть нос" немецкому Лаустеру. Потому что немецкие ходовые испытания танков ограничивались покатушками на бетонных покрытиях. Это связано с небольшим дорожным просветом Лаустера. В российском же проекте использовалось военное шасси с большим клиренсом и колёсами с агрессивным протектором, что давало возможность проводить ходовые испытания танков и прочей гусеничной техники на пересечённой местности в условиях отсутствия дорог и твёрдых покрытий.
В остальном же принцип работы "Машки" был таким же, как и у Лаустера: танк на жёсткой сцепке тянул это 12-колёсное изделие, а его 12 трёхфазных синхронных электродвигателей уходили в генераторный режим. По вырабатываемой электроэнергии должны были делаться выводы о тяговых характеристиках танка.
Но на испытаниях что-то пошло не так. При движении по пересечённой местности у Машки подвернулась одна из средних осей, а другая средняя ось полностью развалилась.
В итоге этот амбициозный проект "Бальзамин" так и не дошёл до испытания танков, поскольку его единственное изделие по прозвищу "Машка" просто разрушилось.
И таким образом можно сделать неутешительный вывод: немецкий проект тепловоза на резиновых колёсах оказался куда лучше, чем российский.