Найти тему

Изложения. Часть 2.

Добрый день, уважаемые собеседники!

Прошу прощения за паузу. Живу я в Сибири, хоть и на юге, но у нас настала самая непростая пора- снежок, уголёк, дрова...

Вот и вчера- баню топила, готовила весь день. В выходные дни хочется побаловать близких чем-то вкусненьким.

Ну, это всё, конечно, лирика, а мы перейдём к делу)

Чтобы подробно рассказать, как поэтапно учить детей письменному пересказу, приведу конкретные примеры. Возьмём в качестве иллюстрации работу с текстом по Д. Ушинскому "Кошка и орёл ".

Текст этот, безусловно, в конце первого класса ( в начале второго) даётся в большом сокращении, адаптирован для детского восприятия.

За деревней играла кошка с котятами. Грело солнышко.

Вдруг прилетел степной орёл. Он схватил котёнка.

Кошка сразу вцепилась в орла. Он выпустил котёнка. Хищник начал биться с кошкой. Орёл выклевал ей глаз.

Кошка повалила птицу на землю. Она откусила орлу голову.

А потом стала облизывать раны котёнка.

Как мы видим, текст не самый простой. Но он яркий, эмоциональный, динамичный. Суть детям понятна сразу: хищник хотел погубить малыша, на мать спасает своего детёныша ценой своего здоровья.

Сразу после прочтения обязательно надо побеседовать с ребёнком, почему так всё произошло, какие чувства испытал ребёнок при чтении- кого ему жалко, кто вызвал злость?

Теперь, после беседы, переходим непосредственно к работе с текстом.

1. Считаем, сколько абзацев. Запоминаем, сколько в будущем изложении будет отступов- красных строк.

2. К каждому абзацу придумываем вопросы ( на первых порах это делает взрослый), например:

Где играли кошка и котята?

Кто прилетел вдруг?

Что сделал степной орёл?

и т.д.

Важно!!! Вопросы записываем!!! На доске ( если работа в классе), на листке( если индивидуальная работа).

3. Также записываем слова, которые пока трудны в написании, как то: вдруг, степной, схватил, котёнка, биться, выклевал, повалила и др.

Они должны быть перед глазами детей на протяжении написания изложения.

4. Далее даётся время на чтение несколько раз и небольшое заучивание ( в этом возрасте дети пытаются не пересказывать, а заучивать, ничего страшного).

5. Текст стирается с доски или удаляется иным способом.

Дети пишут по памяти.

На этом пока остановлюсь. А в следующей статье расскажу о шестом этапе- работе над ошибками.

Удачи всем!