Добрый день, уважаемые собеседники!
Прошу прощения за паузу. Живу я в Сибири, хоть и на юге, но у нас настала самая непростая пора- снежок, уголёк, дрова...
Вот и вчера- баню топила, готовила весь день. В выходные дни хочется побаловать близких чем-то вкусненьким.
Ну, это всё, конечно, лирика, а мы перейдём к делу)
Чтобы подробно рассказать, как поэтапно учить детей письменному пересказу, приведу конкретные примеры. Возьмём в качестве иллюстрации работу с текстом по Д. Ушинскому "Кошка и орёл ".
Текст этот, безусловно, в конце первого класса ( в начале второго) даётся в большом сокращении, адаптирован для детского восприятия.
За деревней играла кошка с котятами. Грело солнышко.
Вдруг прилетел степной орёл. Он схватил котёнка.
Кошка сразу вцепилась в орла. Он выпустил котёнка. Хищник начал биться с кошкой. Орёл выклевал ей глаз.
Кошка повалила птицу на землю. Она откусила орлу голову.
А потом стала облизывать раны котёнка.
Как мы видим, текст не самый простой. Но он яркий, эмоциональный, динамичный. Суть детям понятна сразу: хищник хотел погубить малыша, на мать спасает своего детёныша ценой своего здоровья.
Сразу после прочтения обязательно надо побеседовать с ребёнком, почему так всё произошло, какие чувства испытал ребёнок при чтении- кого ему жалко, кто вызвал злость?
Теперь, после беседы, переходим непосредственно к работе с текстом.
1. Считаем, сколько абзацев. Запоминаем, сколько в будущем изложении будет отступов- красных строк.
2. К каждому абзацу придумываем вопросы ( на первых порах это делает взрослый), например:
Где играли кошка и котята?
Кто прилетел вдруг?
Что сделал степной орёл?
и т.д.
Важно!!! Вопросы записываем!!! На доске ( если работа в классе), на листке( если индивидуальная работа).
3. Также записываем слова, которые пока трудны в написании, как то: вдруг, степной, схватил, котёнка, биться, выклевал, повалила и др.
Они должны быть перед глазами детей на протяжении написания изложения.
4. Далее даётся время на чтение несколько раз и небольшое заучивание ( в этом возрасте дети пытаются не пересказывать, а заучивать, ничего страшного).
5. Текст стирается с доски или удаляется иным способом.
Дети пишут по памяти.
На этом пока остановлюсь. А в следующей статье расскажу о шестом этапе- работе над ошибками.
Удачи всем!