Научно-исследовательские суда проекта 17050 строятся на Невском заводе в Шлиссельбурге по заказу ВНИРО.
В минувшую пятницу на Невском судостроительно-судоремонтном заводе в Шлиссельбурге в Ленинградской области состоялся небольшой праздник. Поводом послужила закладка двух рыболовных научно-исследовательских судов (НИС) проекта 17050.
Суда «Профессор Анатолий Елизаров» (заводской номер 171) и «Профессор Пётр Моисеев» (заводской номер 172) строятся по заказу ФГБНУ «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ВНИРО, входит в состав Росрыболовства). Это базовое научное учреждение рыбохозяйственной отрасли с обширной сетью филиалов. Заложенные суда названы в честь выдающихся учёных, занимавших руководящие должности в институте.
Одной из функций ВНИРО является проведение комплексных научных исследований для биологического обоснования объемов общих допустимых уловов и рекомендованного вылова водных биоресурсов. Иными словами, институт определяет, сколько в этом году того или иного сорта рыбы максимально могут добыть российские рыбаки.
Действующий исследовательский флот филиалов ВНИРО устаревает как физически, так и морально. Для его обновления правительством выделяются средства на постройку новых судов, которые должны стать одними из самых современных научно-исследовательских рыболовных судов в мире. За счёт использования новых НИС должны расшириться районы промысла и увеличиться объёмы вылова.
Разработка проекта среднетоннажного НИС по заказу ВНИРО началась в 2019 году. Учитывался мировой опыт. Технический проект по заказу ВНИРО был подготовлен заводом «Пелла». Проектную документацию судна в постройке выпускало ПКБ «Петробалт».
Научно-исследовательское судно проекта 17050 имеет следующие основные технические характеристики:
- длина – 62,8 м;
- ширина – 13,6 м;
- осадка – 6 м;
- мощность – 3200 кВт;
- максимальная скорость – 14 узлов;
- автономность – 20 суток;
- экипаж и научная группа – 26 человек;
- ледовый класс – Ice3.
На судне будут расположены различные лаборатории. Перечень научного оборудования включает различные зонды, сети, телеуправляемый необитаемый аппарат. Особенностями судна станут пониженные шумовое и вибрационное излучения. Для гидроакустических наблюдений предусмотрен выдвижной киль.
Напоследок о деньгах и времени. По данным сайта госзакупок, стоимость контракта между ВНИРО и Невским ССЗ, заключённого по итогам открытого конкурса в 2020 году, составляет 5,892 млрд рублей за два судна. Причём, перед корабелами из Шлиссельбурга поставлены довольно сжатые сроки. Согласно конкурсной документации, оба НИС должны быть переданы заказчику во Владивостоке или Мурманске до 30 ноября 2022 года. Насколько реальными окажутся эти сроки, скоро увидим.
Проект 17050 считается среднетоннажным судном. Росрыболовство планирует строить и крупнотоннажные исследовательские суда. Подробнее об этом можно прочитать здесь.