Найти в Дзене
машина

«Москвич» не для пассажиров: пикапы из семейства 2335

Друзья, это четвертая часть статьи, в которой мы подробно рассматриваем все грузовые модификации автомобилей «Москвич». В этой части будем рассматривать машины, которые создавались в рамках семейства 2141. Ссылки на предыдущие части статьи по различным семействам заднеприводных «Москвичей» ищите в самом конце поста. Приятного просмотра!

Текст: Николай Марков

"Москвич-23351"
"Москвич-23351"

История грузовых версий в "сорок первом" семействе началась с автомобилей, которых официально как бы никогда и не было. Наверное, вы уже догадались, что речь про эрзац-пикапы, построенные на базе бракованных кузовов обычных хэтчбеков "Москвич-2141". В 1987 году выпуск "сорок первых" исчислялся уже в тысячах штук, а это значит, что стали появляться и те самые некондиционные кузова. Не берусь точно сказать, в какой конкретно момент завод приступил к изготовлению эрзац-пикапов, но в 1988-м уже точно строил их вовсю. А за 1989 год у меня даже есть цифра с точным объемом их выпуска: 238 штук. Солидное количество! Машины этого типа получили собственное обозначение "Москвич-23351" и маркировались VIN-кодом вида XTB233510..., но нумерация кузовов у них была сквозная с легковыми хэтчбеками.

"Москвич-23351" 1989 года выпуска на фоне "тарелки" Музея АЗЛК, которую вот прямо в эти самые дни начинают разбирать (фото А.Новикова)
"Москвич-23351" 1989 года выпуска на фоне "тарелки" Музея АЗЛК, которую вот прямо в эти самые дни начинают разбирать (фото А.Новикова)

Эрзац-пикапы строили по уже давно отработанной заводом схеме: у «легкового» кузова АЗЛК-2141 срезалась задняя верхняя часть, заделывались задние дверные проемы и затем вваривалась задняя стенка кабины позади передних дверей. Чаще всего в эту стенку врезали то же самое маленькое круглое окошко, которое использовалось раньше на заднеприводных «Москвичах»-фургонах. Но на некоторых машинах применялись более крупные прямоугольные стекла, в том числе от пикапа модели 2335 вместе с его же штатной решетчатой защитой. Поскольку никакого откидного борта сзади не было, загружать и тем более разгружать платформу "Москвича-23351" было чрезвычайно неудобно! Но в отсутствие альтернативы покупатели закрывали на это глаза.

Поскольку задняя подвеска у пикапов "Москвич-23351" осталась той же самой, что и у хэтчбеков, то есть пружинной, их грузоподъемность составляла лишь 400 кг. Тем не менее, даже в таком виде грузовички имели стабильный спрос как у госпредприятий, так и у кооператоров. В итоге эрзац-пикапы продолжали делать как минимум 6 лет, пока существовала возможность их постановки на учет без проведения сертификации! Впрочем, к концу 1993 года они все равно уже утратили актуальность, поскольку к тому времени в нормальный ритм вошла сборка стандартных пикапов "Москвич-23352". Но, как бы то ни было, «триста пятьдесят первая» модификация успела стать весьма массовой: в одной только Москве на учете в 1990-е годы числились несколько сотен таких машин! А общий тираж "Москвичей-23351", судя по всему, перевалил за тысячу экземпляров.

На базе "Москвича-23351" был построен опытный образец аварийно-спасательного пикапа для оказания первой помощи и ликвидации последствий ДТП. Как видно, у этой машины вопрос удобства доступа в кузов был решен за счет переделки задней панели кузова, которую сделали частью открывающейся вверх крышки (при этом задние фонари пришлось делать составными, отделив от них секции указателей поворотов). Открывающийся задний борт получил и один экземпляр пикапа, построенного на базе кузова седана "Москвич-2142" с компактными вертикальными задними фонарями
На базе "Москвича-23351" был построен опытный образец аварийно-спасательного пикапа для оказания первой помощи и ликвидации последствий ДТП. Как видно, у этой машины вопрос удобства доступа в кузов был решен за счет переделки задней панели кузова, которую сделали частью открывающейся вверх крышки (при этом задние фонари пришлось делать составными, отделив от них секции указателей поворотов). Открывающийся задний борт получил и один экземпляр пикапа, построенного на базе кузова седана "Москвич-2142" с компактными вертикальными задними фонарями

Альтернативный вариант пикапа на основе стандартного пассажирского хэтчбека, более практичный и удобный, чем АЗЛК-23351, был разработан за рубежом одним из импортеров советских "Москвичей". Я так понимаю, что это работа югославской фирмы "Прогресс". Поправьте, если не прав.

Впрочем, "правильный" заводской пикап был еще удачнее и практичнее. Хотя бы потому, что при его проектировании конструкторы сочли возможным внести существенные изменения в несущее основание кузова. Колесную базу удлинили на 12 см, ведь это изменение при переднем приводе никак не затрагивало узлы трансмиссии. Благодаря этому длину грузовой платформы удалось довести до 1870 мм. А вместо пружин в задней подвеске применили листовые рессоры, что позволило поднять грузоподъемность до 640 кг (из расчета 2 чел. + 500 кг груза). Первый публичный показ пикапа АЗЛК-2335 состоялся в 1988 году на выставке "Автодизайн-88". Причем сразу в паре с грузовым прицепом АЗЛК-8135 грузоподъемностью 640 кг, который по сути представлял собой заднюю половинку пикапа, но с дышлом вместо кабины и собственной инерционно-гидравлической тормозной системой.

Опытный пикап АЗЛК-2335 и прицеп АЗЛК-8135 на выставке "Автодизайн-88"
Опытный пикап АЗЛК-2335 и прицеп АЗЛК-8135 на выставке "Автодизайн-88"

В августе того же 1988 года заместитель Министра автомобильной промышленности СССР тов. Морозов утвердил протокол рассмотрения техзадания на грузовой автомобиль АЗЛК-2335, что дало зеленый свет дальнейшим работам по пикапу. В 1989 году опытный автопоезд АЗЛК-2335 + АЗЛК-8135 уже вовсю наматывал километры по автополигону НАМИ в рамках проведения приемочных испытаний. Вот несколько кадров оттуда:

Причем машина и прицеп явно разных цветов, то есть это не тот же самый автопоезд, что демонстрировался на "Автодизайне". А еще среди полигоновских пленок 1991 года попался вот такой экземпляр пикапа:

-8

Интересная опытная машина: с тентом, с большим задним стеклом с решеткой, со следами эксплуатации - расколотый бампер заметили? Но главное - пикап-то с городским госномером, а не полигоновским, что дает возможность проследить его историю. Так вот, по базе это АЗЛК-2335 синего цвета, выпущенный в 1989 году и имеющий кузов № ГП14 (из чего можно сделать предположение, что это 14-й опытный образец пикапа) и двигатель № 0000023. То есть мотор-то на машине тоже был опытный - скорее всего, карбюраторный АЗЛК-21414. А вот еще один опытный образец пикапа: тот самый экземпляр белого цвета, фотографии которого попали в журнал "За рулем" в 1992 году:

А вы же заметили на фотографиях главную особенность этого экземпляра? Да, он имел дизельный двигатель! Но к серийному производству, конечно, продвигались пикапы с более простыми карбюраторными моторами, которых на первых порах предусматривалось два: либо 1,6-литровый ВАЗ-2106-70 (для АЗЛК-2335), либо 1,5-литровый УЗАМ-331.10 (для АЗЛК-23352). Осенью 1990 года госиспытания таких пикапов благополучно завершились подписанием актов приемки опытных образцов. А в марте 1991 года были согласованы и зарегистрированы в установленном порядке технические условия на семейство пикапов. Таким образом, бюрократические формальности были соблюдены, и теперь завод имел право по готовности производственных мощностей приступить к серийному выпуску и отгрузке пикапов потребителям.

Опытный образец автопоезда АЗЛК-2335 + АЗЛК-8135. Как видно, для грузовых платформ и пикапа, и прицепа были разработаны два варианта тентов, которые планировалось предлагать потребителям как дополнительное оборудование
Опытный образец автопоезда АЗЛК-2335 + АЗЛК-8135. Как видно, для грузовых платформ и пикапа, и прицепа были разработаны два варианта тентов, которые планировалось предлагать потребителям как дополнительное оборудование

Когда же "фирменный" пикап встал на конвейер? Куда ни глянь, везде пишут про конец 1992 года. Видимо, такой вывод был сделан из статьи о пикапе в журнале "За рулем" №10/1992. Однако позволю себе усомниться в правильности такого вывода. Я долго искал в базах данных хотя бы один экземпляр товарного пикапа АЗЛК-2335 или АЗЛК-23352 с 1992 годом в документах и оригинальным VIN-кодом вида "ХТВ2335...", но таких машин не нашел ни одной. Зато нашел АЗЛК-23352 из первой десятки товарных образцов с заводским №008. И эта машина имеет в документах 1993 год выпуска. Так что, как говорится, без комментариев. Кстати, всего в первый год производства завод отчитался о сборке 1556 серийных пикапов.

Этот "Москвич-23352" интересен тем, что имеет 1994 год выпуска в документах, но при этом его номер кузова - еще из первой тысячи, то есть относится к диапазону номеров 1993 года. Видимо, машина долго не могла пройти ОТК по причине некомплектности или серьезного дефекта. А необычный госномер заметили? Кто помнит, каким организациям в 1990-е годы выдавали номера такого формата? )) (фото А.Новикова)
Этот "Москвич-23352" интересен тем, что имеет 1994 год выпуска в документах, но при этом его номер кузова - еще из первой тысячи, то есть относится к диапазону номеров 1993 года. Видимо, машина долго не могла пройти ОТК по причине некомплектности или серьезного дефекта. А необычный госномер заметили? Кто помнит, каким организациям в 1990-е годы выдавали номера такого формата? )) (фото А.Новикова)

В первую очередь с конвейера начали сходить пикапы с 1,5-литровыми двигателями УЗАМ-331.10 (69 л.с.). Причем образцы 1993 года еще по старинке обозначались как 23352, а с января 1994 года, когда Государственное предприятие "АЗЛК" получило первое одобрение типа транспортного средства на пикапы, правильным обозначением такой модификации стало 233520, с нулём на шестой позиции. Срок действия этого ОТТС истек в феврале 1997 года.

Первая страничка первого ОТТС на пикапы "Москвич-233520" и габаритная схема из того же документа
Первая страничка первого ОТТС на пикапы "Москвич-233520" и габаритная схема из того же документа

Чуть позже в производстве стали появляться и другие модификации пикапов. Июлем 1994-го датируется выдача ОТТС на "Москвич-233522" с 1,7-литровым мотором УЗАМ-3317 (80 л.с.), августом 1995-го - на "Москвич-233523" с 1,8-литровыми моторами УЗАМ-3318 (85 л.с., под бензин АИ-91 и выше) или УЗАМ-3313 (80 л.с., А-76). Поскольку для их сертификации использовалась часть тех же самых протоколов испытаний, что выдавались заводу ранее на "Москвич-233520", срок действия всех этих одобрений истек в одно и то же время - в феврале 1997 года.

Колесные арки в грузовом отсеке прикрывались пластиковыми кожухами
Колесные арки в грузовом отсеке прикрывались пластиковыми кожухами

А что же модель с вазовским мотором, которая изначально считалась в семействе базовой? Ее первый раз сертифицировали лишь в июле 1997 года, когда завод по упрощенной системе получил ОТТС на малую партию пикапов (150 шт.) в модификациях 233500 (ВАЗ-2106-70) и 233522 (УЗАМ-3317). И это были последние пикапы, сертифицированные еще с дорестайлинговой внешностью. Далее - большая подборка фотографий серийных пикапов "Москвич" выпуска середины 1990-х годов:

В этом месте в нашем повествовании пока поставим точку с запятой; разговор о пикапах середины 1990-х годов с нестандартными кузовными надстройками, а также о модификациях пикапов, которые появлялись в семействе после 1998 года, смотрите отдельный пост.

#азлк #москвич

Другие статьи о грузовых "Москвичах" предыдущих поколений:
- Фургоны и пикапы семейства 402/407/403
- Фургоны и пикапы семейства 408/412
- Фургоны и пикапы семейства 2140/2138