Друзья, это четвертая часть статьи, в которой мы подробно рассматриваем все грузовые модификации автомобилей «Москвич». В этой части будем рассматривать машины, которые создавались в рамках семейства 2141. Ссылки на предыдущие части статьи по различным семействам заднеприводных «Москвичей» ищите в самом конце поста. Приятного просмотра!
Текст: Николай Марков
История грузовых версий в "сорок первом" семействе началась с автомобилей, которых официально как бы никогда и не было. Наверное, вы уже догадались, что речь про эрзац-пикапы, построенные на базе бракованных кузовов обычных хэтчбеков "Москвич-2141". В 1987 году выпуск "сорок первых" исчислялся уже в тысячах штук, а это значит, что стали появляться и те самые некондиционные кузова. Не берусь точно сказать, в какой конкретно момент завод приступил к изготовлению эрзац-пикапов, но в 1988-м уже точно строил их вовсю. А за 1989 год у меня даже есть цифра с точным объемом их выпуска: 238 штук. Солидное количество! Машины этого типа получили собственное обозначение "Москвич-23351" и маркировались VIN-кодом вида XTB233510..., но нумерация кузовов у них была сквозная с легковыми хэтчбеками.
Эрзац-пикапы строили по уже давно отработанной заводом схеме: у «легкового» кузова АЗЛК-2141 срезалась задняя верхняя часть, заделывались задние дверные проемы и затем вваривалась задняя стенка кабины позади передних дверей. Чаще всего в эту стенку врезали то же самое маленькое круглое окошко, которое использовалось раньше на заднеприводных «Москвичах»-фургонах. Но на некоторых машинах применялись более крупные прямоугольные стекла, в том числе от пикапа модели 2335 вместе с его же штатной решетчатой защитой. Поскольку никакого откидного борта сзади не было, загружать и тем более разгружать платформу "Москвича-23351" было чрезвычайно неудобно! Но в отсутствие альтернативы покупатели закрывали на это глаза.
Поскольку задняя подвеска у пикапов "Москвич-23351" осталась той же самой, что и у хэтчбеков, то есть пружинной, их грузоподъемность составляла лишь 400 кг. Тем не менее, даже в таком виде грузовички имели стабильный спрос как у госпредприятий, так и у кооператоров. В итоге эрзац-пикапы продолжали делать как минимум 6 лет, пока существовала возможность их постановки на учет без проведения сертификации! Впрочем, к концу 1993 года они все равно уже утратили актуальность, поскольку к тому времени в нормальный ритм вошла сборка стандартных пикапов "Москвич-23352". Но, как бы то ни было, «триста пятьдесят первая» модификация успела стать весьма массовой: в одной только Москве на учете в 1990-е годы числились несколько сотен таких машин! А общий тираж "Москвичей-23351", судя по всему, перевалил за тысячу экземпляров.
Альтернативный вариант пикапа на основе стандартного пассажирского хэтчбека, более практичный и удобный, чем АЗЛК-23351, был разработан за рубежом одним из импортеров советских "Москвичей". Я так понимаю, что это работа югославской фирмы "Прогресс". Поправьте, если не прав.
Впрочем, "правильный" заводской пикап был еще удачнее и практичнее. Хотя бы потому, что при его проектировании конструкторы сочли возможным внести существенные изменения в несущее основание кузова. Колесную базу удлинили на 12 см, ведь это изменение при переднем приводе никак не затрагивало узлы трансмиссии. Благодаря этому длину грузовой платформы удалось довести до 1870 мм. А вместо пружин в задней подвеске применили листовые рессоры, что позволило поднять грузоподъемность до 640 кг (из расчета 2 чел. + 500 кг груза). Первый публичный показ пикапа АЗЛК-2335 состоялся в 1988 году на выставке "Автодизайн-88". Причем сразу в паре с грузовым прицепом АЗЛК-8135 грузоподъемностью 640 кг, который по сути представлял собой заднюю половинку пикапа, но с дышлом вместо кабины и собственной инерционно-гидравлической тормозной системой.
В августе того же 1988 года заместитель Министра автомобильной промышленности СССР тов. Морозов утвердил протокол рассмотрения техзадания на грузовой автомобиль АЗЛК-2335, что дало зеленый свет дальнейшим работам по пикапу. В 1989 году опытный автопоезд АЗЛК-2335 + АЗЛК-8135 уже вовсю наматывал километры по автополигону НАМИ в рамках проведения приемочных испытаний. Вот несколько кадров оттуда:
Причем машина и прицеп явно разных цветов, то есть это не тот же самый автопоезд, что демонстрировался на "Автодизайне". А еще среди полигоновских пленок 1991 года попался вот такой экземпляр пикапа:
Интересная опытная машина: с тентом, с большим задним стеклом с решеткой, со следами эксплуатации - расколотый бампер заметили? Но главное - пикап-то с городским госномером, а не полигоновским, что дает возможность проследить его историю. Так вот, по базе это АЗЛК-2335 синего цвета, выпущенный в 1989 году и имеющий кузов № ГП14 (из чего можно сделать предположение, что это 14-й опытный образец пикапа) и двигатель № 0000023. То есть мотор-то на машине тоже был опытный - скорее всего, карбюраторный АЗЛК-21414. А вот еще один опытный образец пикапа: тот самый экземпляр белого цвета, фотографии которого попали в журнал "За рулем" в 1992 году:
А вы же заметили на фотографиях главную особенность этого экземпляра? Да, он имел дизельный двигатель! Но к серийному производству, конечно, продвигались пикапы с более простыми карбюраторными моторами, которых на первых порах предусматривалось два: либо 1,6-литровый ВАЗ-2106-70 (для АЗЛК-2335), либо 1,5-литровый УЗАМ-331.10 (для АЗЛК-23352). Осенью 1990 года госиспытания таких пикапов благополучно завершились подписанием актов приемки опытных образцов. А в марте 1991 года были согласованы и зарегистрированы в установленном порядке технические условия на семейство пикапов. Таким образом, бюрократические формальности были соблюдены, и теперь завод имел право по готовности производственных мощностей приступить к серийному выпуску и отгрузке пикапов потребителям.
Когда же "фирменный" пикап встал на конвейер? Куда ни глянь, везде пишут про конец 1992 года. Видимо, такой вывод был сделан из статьи о пикапе в журнале "За рулем" №10/1992. Однако позволю себе усомниться в правильности такого вывода. Я долго искал в базах данных хотя бы один экземпляр товарного пикапа АЗЛК-2335 или АЗЛК-23352 с 1992 годом в документах и оригинальным VIN-кодом вида "ХТВ2335...", но таких машин не нашел ни одной. Зато нашел АЗЛК-23352 из первой десятки товарных образцов с заводским №008. И эта машина имеет в документах 1993 год выпуска. Так что, как говорится, без комментариев. Кстати, всего в первый год производства завод отчитался о сборке 1556 серийных пикапов.
В первую очередь с конвейера начали сходить пикапы с 1,5-литровыми двигателями УЗАМ-331.10 (69 л.с.). Причем образцы 1993 года еще по старинке обозначались как 23352, а с января 1994 года, когда Государственное предприятие "АЗЛК" получило первое одобрение типа транспортного средства на пикапы, правильным обозначением такой модификации стало 233520, с нулём на шестой позиции. Срок действия этого ОТТС истек в феврале 1997 года.
Чуть позже в производстве стали появляться и другие модификации пикапов. Июлем 1994-го датируется выдача ОТТС на "Москвич-233522" с 1,7-литровым мотором УЗАМ-3317 (80 л.с.), августом 1995-го - на "Москвич-233523" с 1,8-литровыми моторами УЗАМ-3318 (85 л.с., под бензин АИ-91 и выше) или УЗАМ-3313 (80 л.с., А-76). Поскольку для их сертификации использовалась часть тех же самых протоколов испытаний, что выдавались заводу ранее на "Москвич-233520", срок действия всех этих одобрений истек в одно и то же время - в феврале 1997 года.
А что же модель с вазовским мотором, которая изначально считалась в семействе базовой? Ее первый раз сертифицировали лишь в июле 1997 года, когда завод по упрощенной системе получил ОТТС на малую партию пикапов (150 шт.) в модификациях 233500 (ВАЗ-2106-70) и 233522 (УЗАМ-3317). И это были последние пикапы, сертифицированные еще с дорестайлинговой внешностью. Далее - большая подборка фотографий серийных пикапов "Москвич" выпуска середины 1990-х годов:
В этом месте в нашем повествовании пока поставим точку с запятой; разговор о пикапах середины 1990-х годов с нестандартными кузовными надстройками, а также о модификациях пикапов, которые появлялись в семействе после 1998 года, смотрите отдельный пост.
#азлк #москвич
Другие статьи о грузовых "Москвичах" предыдущих поколений:
- Фургоны и пикапы семейства 402/407/403
- Фургоны и пикапы семейства 408/412
- Фургоны и пикапы семейства 2140/2138