В июне федеральное правительство преподнесло подарок российским семьям с детьми до 18 лет, анонсировав серьезную скидку на проезд в купейных вагонах. Однако на практике все оказалось не так просто, да и перспектива сохранения льготного тарифа в 2022 году пока весьма туманна.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Только с родителями и только с августа
О том, что семьи с детьми, путешествующие по России, смогут покупать билеты на поезда дальнего следования по льготным тарифам, правительство страны объявило 11 июня. Сообщалось, что разницу между обычной ценой и ценой со скидкой перевозчикам возместит государство. На эти цели выделялось 1,3 млрд рублей до конца 2021 года.
Но дьявол, как известно, кроется в деталях.
Во-первых, на то, чтобы разыграть конкурс на льготные перевозки и запустить продажи на них, ушло почти 2 летних месяца. За это время большинство семей с детьми уже либо съездили на отдых, к родственникам и т.д., либо, как минимум, купили билеты на предстоящую поездку. Поэтому льготой успели воспользоваться далеко не все ее потенциальные получатели.
Во-вторых, под «семьей» в данном случае подразумевались исключительно родители (либо иные законные представители) и их дети в возрасте до 18 лет. Ни бабушки с дедушками, ни взрослые братья с сестрами в круг тех, кто мог бы поехать по семейной скидке, не попадали. Родство нужно документально подтвердить при посадке.
В-третьих, льготу распространили только на поездки в купейных вагонах. И привычный для многих и более дешевый плацкарт, и более дорогой СВ, и массово появившиеся в дальнем следовании в последние годы сидячки, оказались за пределами нового тарифа.
В-четвертых, с момента старта продаж 2 августа и до начала октября купить билеты по семейному тарифу можно было только в кассах. С октября – и через интернет-сайты перевозчиков. Но! Если с вами едет попутчик, не попадающий в круг детей и родителей, билет ему придется покупать отдельным заказом – система не выбьет билет, даже если вместо семейного тарифа «чужому» вы поставите полный.
В-пятых, среди перевозчиков, которые предлагают льготные билеты, разумеется, оказались «Федеральная пассажирская компания», «Гранд Сервис Экспресс», «Тверской экспресс», а также менее известные в масштабах страны «Железные дороги Якутии» и «Пассажирская компания "Сахалин"». А вот тех, кто мечтал прокатиться по семейному тарифу, скажем, по маршруту Москва – Рускеала – Москва, ждало жестокое разочарование. Перевозчиком там является ДОСС – дирекция скоростного сообщения РЖД. Но ее поезда почему-то выпали из списка «семейных». Хотя при анонсе субсидированных поездок отдельно подчеркивалось (далее цитата по официальному сайту правительства РФ):
«Ограничений по маршрутам нет – билет можно будет купить в любом направлении. Программа распространяется как на самостоятельные путешествия, так и на организованные туры».
Но на поезда формирования ДОСС это правило, по неизвестным причинам, не распространили.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Подсчитали – удивились
Как рассчитывается льгота?
Несмотря на то, что при поездке в плацкарте воспользоваться семейным тарифом невозможно, в расчете стоимости билета он участвует самым непосредственным образом. Формула проста: разница между стоимостью билета по выбранному маршруту в купе и 50% его стоимости в плацкартном вагоне. Благодаря этой скидке стоимость проезда для одного взрослого пассажира и ребенка снижается в среднем на 40%, обещали в РЖД, оговариваясь, что точный расчет зависит от категории поезда и сроков приобретения билета.
Пример: взрослое нижнее купейное место от Москвы до Адлера стоит 10 тысяч рублей, в плацкарте этого же поезда – 4 500 рублей. Стоимость плацкарта делим на 50%, получаем 2 250 рублей, вычитаем эти деньги из 10 тысяч и получаем 7750 рублей за «семейный» билет на взрослого. Стоимость проезда на ребенка до десяти лет включительно составляет 35% от взрослого. Считаем: детский плацкартный стоит 1 575 руб., детский купейный – 3 500 руб. Соответственно, за детский «семейный» вы заплатите 1 925 руб.
Но это приблизительная калькуляция, ибо есть еще один нюанс, о котором я не упомянул выше. Сервисные услуги, то есть постельное белье, а также, при наличии, санитарно-гигиенический набор, пресса, питание при расчете льготного тарифа не учитываются. То есть, в фирменных поездах скидка в итоге оказывается меньше.
Личный опыт: сколько удалось сэкономить и хитрость для родителей
Мне довелось воспользоваться семейным тарифом дважды – для поездки по маршруту Тула –Петербург – Тула, которая состоялась на ноябрьских праздниках, и Москва – Петрозаводск, которая только предстоит.
Сначала я попытался купить билеты через новую версию сайта РЖД ticket.rzd.ru на компьютере. Система все время выдавала ошибку. И лишь звонок в службу поддержки прояснил: покупка возможна лишь на старой pass.rzd.ru версии сайта или через мобильное приложение. Только недавно эта техническая проблема была решена.
Любопытно: при покупке билетов «туда» система выдала ребенку нижнее место, а «обратно» почему-то верхнее. Хотя, логично, что маленьким пассажирам нужно спать внизу хотя бы по соображениям безопасности. Почему бы не настроить продажу так, чтобы, скажем, детям до 10-ти лет по умолчанию пробивался билет на нижнюю полку?
В итоге билеты из Тулы до Петербурга с выездом 4 ноября нам обошлись на троих в 6235 рублей 80 копеек, обратно 6 ноября – 9009 рублей 10 копеек. Да-да, так устроена динамическая система ценообразования, хотя поезд был один и тот же, даже вагон. Правда, вычислить экономию теперь сложно, стоимость билетов по полному тарифу я не зафиксировал.
А вот относительно предстоящего путешествия из Москвы в Петрозаводск поездом №160 все посчитано. Запланирована она на последний день действия и календарного года, и семейного тарифа – 31 декабря, со встречей Нового 2022 года в пути. Для нас это будет такой первый опыт.
Итак, по полному тарифу для взрослых и детскому для дочери билеты из столицы России в столицу Карелии в последний день уходящего года нам обошлись бы в 5055,7 руб. А по семейному мы отдали 3532,5 руб. То есть, экономия составила ровно 30%.
Теперь, как сейчас выражаются, лайфхак: если вы семейная обремененная детьми пара, но хотите поехать в романтическую поездку вдвоем, выкупайте все купе по семейному тарифу, оставляйте своих чад с бабушками-дедушками, и вперед! Подселить к вам никого не смогут, но вот лишние комплекты белья заберут, что, впрочем, вряд ли кого-то может смутить. Проверено: невозвратный тариф, любые скидки и акции не позволят вам сэкономить столько же, сколько семейный тариф. Торопитесь – до конца его действия остались считанные недели!
Итоги и перспективы
За первый месяц действия льготы только у Федеральной пассажирской компании было куплено 120 тысяч билетов. К концу второго месяца – уже 140 тысяч. Другие цифры официально не приводились. Но, с учетом других перевозчиков, можно предположить, что с августа по декабрь включительно их количество может достигнуть и 200 тысяч.
Напомню, срок действия льготы заканчивается 31 декабря 2021 года. Что дальше – неизвестно. Я официально как физическое лицо запросил Минтранс России о судьбе семейного тарифа в 2022 году. Если честно, поразила скорость ответа: по закону чиновникам дается на это месяц, мне же ответили за сутки. Наверное, еще и потому, что я не первый спросил. Ответ был короток и прост: из-за коронавируса решение о продлении льготы на 2022 год не принято.
Мой звонок исполнителю ответа (контакты вырезаны из документа) тоже особой ясности не внес. Было лишь сказано, что инициатива о введении льготы исходила напрямую из правительства России, а решения пока действительно нет. В том смысле, что они пока не знают, продлевать льготу или подождать.
В том, что льгота нужна, сомневаться не приходится, особенно в условиях пандемии. В купе шансов заразиться намного меньше, чем в сидячих и плацкартных вагонах, особенно если едешь в кругу семьи. К тому же из-предстоящих ограничений по посадке в поезда только по QR-кодам прогнозируется снижение пассажиропотока. Продление льготы поможет поддержать спрос на поездки. Только пусть поезда ДОСС не забудут включить.
Алексей Мурат
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.