Искусство красивой речи - это залог успеха в любой сфере жизни. Это аксиома, с которой в какой-то момент приходится согласиться даже тем, кто это ее отвергал. Благодаря грамотно поставленной речи завоёвываются новые друзья, подписываются многомиллионные контракты, разоруживаются враги, и в один день обретается любовь. Но откинем лирику в сторону, тех, кого заинтересовала эта статья, и без того осознают всю ценность эстетики коммуникации. Но не все понимают, что этот навык как и другие можно отточить, а если и понимают, то теряются в поисках инструментов для этой задачи.
Сейчас я поделюсь личным опытом и советами о том, как развить свою речь, чувство юмора, а заодно навык импровизации и фантазию.
Почему классическая литература?
Недавно я стал замечать, что моя дикция заметно ухудшилась, мне стало гораздо сложнее придумывать хорошие шутки, импровизировать. И я вспомнил один период моей жизни, который значительно повлиял на красоту моей речи.
Случилось это еще в подростковом возрасте. У меня сломался телефон, а на новый не приходилось рассчитывать, так как родители покупать мне его не планировали, а у самого недостаточно было для этого средств. Единственный доступ к интернету проходил через ноутбук брата, и пользоваться им не всегда было удобно. Таким образом, предмет, занимавший собою большую часть моего дня, внезапно покинул мою жизнь, освободив кучу свободного времени.
В какой-то момент я не знал, что мне делать и чем заняться, но вскоре, как парень, искренне любящий книги, я понял, что телефон всегда лишь препятствовал мне заниматься тем, от чего я получал безграничное удовольствие - чтением. Каждую неделю я посещал школьную библиотеку и набирал громоздкие стопы книг, которые еле умещались в моем портфеле, к концу недели я их прочитывал и шел за новыми.
Наша школьная библиотека представляла собой бедное подобие настоящей библиотеки, и была заполнена преимущественно учебниками и пропагандистской советской литературой. Поэтому вся доступная билетристика – а ее было катастрофически мало – вскоре закончилась, и мне не оставалось ничего, как обратить свой взор на то, чего я всегда сторонился, презирал, и в глубине души боялся – на русскую классическую литературу. В голове у меня давно сложился некий стереотип, что классика – это скучная нудятина, которой училки мучают тебя на литре. Но я все же решился и ударил в самое сердце врага – взял две увесистых книги "Войны и мира". Вскоре они были прочтены на одном дыхании, и как и стояло ожидать, я с головой погрузился в классику.
В течение полугода, а может и дольше, я планомерно выносил со школы всю русскую классическую литературу – на благо ее было предостаточно. Я читал по несколько часов в день: на улице, дома, в школе, иногда засиживался почти до утра... И это принесло свои результаты. В какой-то момент я почувствовал изменения не только в общении, но и в образе мышления.
Влияние классической литературы
Расскажу более подробно. Разберем три основных аспекта творческой и коммуникационной жизни:
- Речь и дикция. В общении стал не только хорошо излагать свои мысли но и улучшил эстетику речи (если она вообще до этого была): избавился от "зажжевывания", уменьшил колличество слов паразитов, плеоназмов, более эффективно справлялся с тавтологией и т. д.
- Словарный запас. Безусловно он увеличился, появились грамотные, четко описывающие необходимую мысль, слова, которые окружающие редко используют в повседневной речи. Это, в свою очередь, значительно повлияло на первый пункт: речь разнообразилась, стала более чистой, а излагаться стало намного легче.
- Фантазия и импровизация. Это отдельный и очень важный для меня аспект. Как я и говорил, в какой-то момент я стал замечать, что мой образ мышления определенным образом изменился. В моей голове вечно громоздились различные фразы, словесные связки и конструкции. Скорее всего это был побочный эффект "перечитывания", но меня он вполне устраивал. Это было схоже с тем, когда очень долго смотришь какой-то сериал или играешь в игру, а потом ложишься спать, и в глазах всплывают бесчисленные картинки и флешбэки. Только здесь вместо картинок были слова, слова всегда готовые сойти с языка или перенестись на бумагу. Мозг, словно усиленно работал в фоновом режиме и заранее готовил необходимый материал. Нужно ли говорить, как это отразилось на речи. Но более всего это повлияло на письмо. Я всегда увлекался сочинительством, и этот эффект мне оказал огромную услугу. Навыки письма улучшились невероятно. Я мог моментально генерировать необходимые мысли и речевые обороты. Здесь стало заметным, как книги повлияли на умение импровизировать. Но лучше всего об этом можно было судить наблюдая за чувством юмора и шутками, которые я придумывал в мгновение ока, при этом сильно не напрягаясь.
- Чувство юмора. На это обрачу отдельное внимание. В какой-то момент я увлекся Салтыковом-Щедрином и Дж. Клапкой Дж. Я взахлеб читал юмористическую прозу, и это оставило свой результат. Как и в случае с фантазией наблюдались изменения в мышлении. Банальные повседневные вещи воспринимались иным образом, я расценивал их под новым углом и всегда мог из них выявить юмор. Например, сочиняя сюжет для рассказа, я мог любое типичное событие или действие персонажа превратить во что-то юмористичное и красочное. Я думаю, это один из самых ценных эффектов чтения, такая способность помогает поменять отношение к жизни и окружающему в лучшую сторону.
О влияние книг на менталитет и восприятие окружающего мира можно написать отдельную очень обширную статью, но моей задачей было поделиться своим опытом и рассказать, как книги влияют на творческое мышление и умение говорить.
© Рудометкин Михаил