Найти тему
Наталья Баева

Личный карикатурист Всевышнего

Французский юмор... о чём вы подумали при этих словах? Скорее всего, о чём-то простоватом и пошловатом. Да и как иначе, если сами французы полагают, что юмор у них стоит на трёх китах: "любовник, тёща и ночной горшок"! А ведь странно: именно Франция - родина Высокой Комедии. Родина Мольера.

И Жана Эффеля. Таков псевдоним художника Франсуа Лежёна, которого соотечественники назовут "личным карикатуристом Всевышнего".

Которого полюбят даже католические священники - уж такой в его рисунках Бог милый и добродушный! Пусть лучше дети знакомятся со Священной историей по его рисункам, чем вообще никак...

- Един в трёх лицах! Надеюсь, теперь понятно?
- Един в трёх лицах! Надеюсь, теперь понятно?

Сын почтенного парижского коммерсанта, Франсуа получил основательное образование, но в семье как-то само собой разумелось, что ничем легкомысленным он не займётся. Только продолжение семейного бизнеса, только торговля тканями. Попробовал - и решил, что так и вспомнить будет нечего, кроме столбцов цифр! Отец не хочет и слышать ни о каком другом поприще для сына? Но если сыну уже двадцать пять, если в кармане солидный диплом... когда же и бунтовать, если не сейчас, немедленно?!

Вот в газете объявление о конкурсе карикатуристов - почему не попытаться? Франсуа рисует - и относит в редакцию газеты.

- Молодой человек... давно ли вы начали рисовать?

- Сорок минут назад...

Понравился честный ответ? Или рисунок был действительно отличным? Так или иначе, но господин Лежён был принят в штат. Отныне он подписывал рисунки инициалами: Ф.Л. ЭфЭль... Вот и псевдоним!

Это был 1933 год. И если поначалу художник рисовал просто милые, забавные картинки о соотечественниках,

-3

то очень скоро он начал отзываться на события в Европе и мире.

Оккупация - и Жан Эффель в Сопротивлении. Вместе с Арагоном и Элюаром - в подпольном издательстве. Листовки, плакаты... и карикатуры.

Красная шапочка.
Красная шапочка.

Как им удалось пережить оккупацию? Этому Эффель удивлялся до конца своих дней - ведь "количество доносов на подозрительных лиц превысило число жителей Парижа". Вся надежда - на Советский Союз!

Вот новогодняя открытка 1942 года:

-5

А это - ДЕНЬ ПОБЕДЫ!

-6
- Спасибо тебе, Иван!
- Спасибо тебе, Иван!

И начало того, что художник уверенно счёл новой оккупацией. Не только Франции - Европы. Американизация. "Мы освобождены от немцев... но не от освободителей!" Первый свой авторский альбом карикатур Эффель назовёт "Оккупация продолжается".

-8

Но не всегда же быть серьёзным? И новый альбом называется "Когда животные умели говорить". В нём не только карикатуры, но и иллюстрации к басням Лафонтена.

-11
-12

Жизнь продолжается. Не совсем так, как хотелось бы, но всё же!

- Всё не так уж плохо - у нас квартира с водой и центральным отоплением!
- Всё не так уж плохо - у нас квартира с водой и центральным отоплением!

-14

Оказывается, карикатура может быть умной! Она может быть мягкой, лирической - и при этом с ясно выраженной политической позицией. Она может быть бытовой - и при этом ничуть не пошлой. И зачем вообще ей нужен "юмор ниже пояса", если ей под силу помогать становлению нового мира?!

Казалось, сделанного уже достаточно для того, чтобы войти в историю? Но настоящая слава Жана Эффеля была впереди!

Рис. из серии "Любовь Адама и Евы"
Рис. из серии "Любовь Адама и Евы"

Ссылка на диафильм "Рисунки Жана Эффеля: https://diafilmy.su/3078-risunki-zhana-effelya.html

(окончание рассказа здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/lichnyi-karikaturist-vsevyshnego-2-61a3e95becd7db22fe74cd76 )