Попались мне тут очень интересные таблички из ещё летнего письма исполнительного директора Ассоциации разработчиков и производителей электроники И.А. Покровского Заместителю Министра промышленности и торговли РФ В.В. Шпаку от 09.06.2001. Из этих табличек можно почерпнуть довольно много интересной информации.
Таблицы представляют собой краткую справку о планируемых объемах выпуска российских микропроцессоров для вычислительной техники. Как сообщается в письме, по запросу Минпромторга ведущие производители процессоров готовы детализировать эти планы по кодам ОКПД, а также по срокам готовности совместимого программного обеспечения и серийного производства оборудования с указанием компаний-партнеров.
Ниже привожу первую таблицу с цифрами общего объёма рынка вычислительной техники, рынка вычислительной техники российской сборки и техники только с российскими процессорами (опечатки оригинала исправлены).
Оценка российского рынка вычислительной техники
Мы видим, что потребность России в 2021 году составляла 1 миллион рабочих станций, 1,2 миллиона ноутбуков и 140 тысяч серверов. При этом половина всех этих изделий собираются в России (в большой степени из зарубежных комплектующих, надо понимать). Остальная половина — это изделия, поступающие из-за рубежа в готовом виде.
Из общего объёма потребности рынка, процессоры российской разработки требуются на 15% рабочих станций и ноутбуков и на 29% серверов. Я бы уже не назвал эти цифры маленькими.
В письме есть ещё две таблицы, представляющие ещё больший интерес (опечатки оригинала исправлены).
План выпуска и внедрения российских микропроцессоров для вычислительной техники
Как мы видим, рассматриваются только три процессора российской разработки, линейки которых претендуют как на рынок серверов, так и на рынок рабочих станций и ноутбуков. Всё это т.н. процессоры общего назначения (универсальные процессоры).
По процессору Байкал мы видим, что в таблице нет 64-ядерного процессора Байкал-S2, который планируется разработать к 2025 году. Информация о поддержке субсидирования этого процессора появилась совсем недавно, а таблица сделана ещё летом.
По процессору Эльбрус мы видим, что ставка на Эльбрус-8СВ не делается ни в десктопном, ни в серверном сегменте. Всё-таки это уходящий процессор, на смену которому приходит целая линейка новых процессоров, уже расщеплённая по нишам — 2С3, 12С и 16С. При этом долгожданный 12С позиционируется и как процессор для рабочих станций, и как серверный процессор для серверов начального уровня. Выпуск инженерных образцов этого процессора планируется уже в следующем 2022-м году.
Основной же упор компания МЦСТ делает на процессор 2С3. Решение, на мой взгляд, неоднозначное. Всё же этот процессор довольно слаб, и я бы делал упор не на него, а на 12С. Но маркетинговой службе, конечно, виднее. Возможно, это сделано для кардинального снижения цены готового оборудования. Всё же 2С3 — это система с графическим ядром, что позволяет обойтись без дискретной видеокарты, за счёт чего снизить цену конечного устройства, а потребность рынка в ноутбуках и десктопах начального уровня в госсекторе (а на него сейчас вся ориентация) всё же довольно существенна.
Кроме того, мы видим, что помимо серверного процессора Эльбрус-32 появился анонс некого нового процессора Эльбрус-4С3 тоже 7-го поколения! Раньше этой информации нигде не было! Четырёхядерный процессор 4С3 позиционируется, как ноутбучный/десктопный, и постепенно приходит на смену двухядерному 2С3 в 2025 году, на год позже Эльбруса-32.
В настоящее время существует некая неопределённость с топологической нормой 7-го поколения. Раньше сообщалось, что это будет 7 нм. В последние полгода везде фигурирует цифра 6 нм. В таблице фигурируют обе цифры — для Эльбрус-32 это 7 нм, а для Эльбрус 4С3 это 6 нм. При этом в новой конкурсной документации от 8 ноября на финансирование Эльбрус-32С тоже указывается 6 нм. В последнем обновлённом слайде — тоже. Поэтому везде, где в этой таблице написано «7 нм», думаю, следует читать «6 нм», и в случае Байкала тоже, поскольку в конкурсной документации на отсутствующий тут Байкал-S2 указаны тоже 6 нм.
Кстати, напомню, что Эльбрус-32 — это условное название серверного процессора. Скорее всего (как обмолвился недавно Константин Трушкин), он будет иметь 64 ядра. Думаю, МЦСТ действительно попытается сделать процессор 64-ядерным, чтобы не отставать от Байкала-S2.
По новому процессору компании Ядро на RISC-V в таблице тоже есть информация, которой ранее я нигде не видел. Оказывается, компания собирается разработать два процессора — для рабочих станций (к 2024 году) и для серверов (к 2025 году).
Для рабочих станций это будет восьмиядерный процессор SCR-АРМ (SyntaCoRe-Автоматизированное Рабочее Место) на ядре SCR7 от российской компании Syntacore, созданный по технологии 12 нм и работающий на частоте 2 ГГц. Для серверов это будет 32-ядерный процессор SCR-Сервер (SyntaCoRe-Сервер) на перспективном ядре SCR9 от российской компании Syntacore, созданный по технологии 6 нм и работающий на частоте 2,2 ГГц.
Схема процессора на ядрах SCR7:
Заключение
Ожидается, что российские разработчики смогут реально удовлетворить потребность рынка в российских процессорах (а это в основном госсектор) по десктопам и ноутбукам в 2024-м году, а по серверам уже в следующем, 2022-м году. Но я всё же думаю, что все сроки можно смело сдвинуть на год вправо, поскольку планы-планами, а реальность постоянно вносит свои коррективы. Однако эти коррективы в текущем геополитическом и внутриэкономическом контекстах уже не настолько катастрофичные, как ещё были несколько лет назад до Мишустина.
Исполнительный директор Ассоциации разработчиков и производителей электроники И.А. Покровский считает, что поставки российских микропроцессоров в 2022 г. не будут узким местом в производстве российской вычислительной техники. «Байкал Электроникс» и «МЦСТ» увеличивают объемы поставок процессоров на порядок. При этом они находятся в годовом графике фабрики TSMC, что дает предсказуемый срок поставки.
На сегодня всё. Ставьте лайки, пишите комментарии и подпишитесь на мой канал! Удачи! :-)