Найти в Дзене
Вижу красоту

«ОТЧАЯННЫЙ ФАРФОР»: к 255-летию Дмитровского фарфорового завода

Медаль в память 200-летия Дмитровского фарфорового завода. 1966. Диаметр 6 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 36584/29а. Госкаталог:16352851. Источник: goskatalog.ru
Медаль в память 200-летия Дмитровского фарфорового завода. 1966. Диаметр 6 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 36584/29а. Госкаталог:16352851. Источник: goskatalog.ru

Друзья, и совсем под занавес 2021 года – дабы достигнуть красивого числа 100-ой публикации этого сезона – хочу ещё вспомнить о резервном и так нереализованном выставочном проекте «Отчаянный фарфор»: чайные сервизы Вербилок – к 255-летию подмосковного Дмитровского фарфорового завода, на основе художественной коллекции Государственного центрального музея современной истории России.

Дата круглая, но не юбилейная. И тем не менее, важная для привлечения внимания к судьбе и сегодняшнему состоянию некогда прославленного отечественного производства.

Марка почтовая из серии «200 лет Дмитровскому фарфоровому заводу». 1966. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 36143/24в. Госкаталог: 22367927. Источник: goskatalog.ru
Марка почтовая из серии «200 лет Дмитровскому фарфоровому заводу». 1966. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 36143/24в. Госкаталог: 22367927. Источник: goskatalog.ru

Этому проекту можно дать шанс прозвучать хотя бы вирутально, ведь многие экспонаты уже опубликованы на портале Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации.

Слава первого частного фарфорового производства Франца Гарднера, основанного в 1766 году в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии,– не померкла и советское время.

В 1960-е годы завод стал звучным рупором «современного стиля».

И потому именно в это время многочисленные образцы фарфора Вербилок пополняют коллекцию Государственного центрального музея революции СССР (ныне Государственного центрального музея современной истории России) – как пример повышения уровня и качества жизни, образования и культуры населения СССР.

Безусловно, выставка названа игриво и предполагает ассоциативное многообразие смыслов.

«Отчаянный» – согласно толковому словарю русского языка Ушакова – «крайне, до безрассудства смелый, готовый на самые рискованные поступки, проникнутый отчаянностью».

Музей демонстрирует смелый, неожиданный, яркий, только-только зарождающий в СССР бытовой дизайн.

Во второй половине 1950-х годов Дмитровский фарфоровый завод начал специализироваться на производстве исключительно чайно-кофейных сервизов и быстро набирать темпы производства.

К 1965 году выпуск чайных сервизов увеличился с 54 тысяч до 345 тысяч комплектов. И потому главный экспонат выставки – чайник.

Вариативность росписи одной и той же формы демонстрирует эволюцию интересов художников от простой орнаментации традиционного шаровидного чайника к конструктивному построению объёма и модернистическому декорированию.

Цель выставки «ОТЧАЯННЫЙ ФАРФОР» – продемонстрировать уникальную художественную коллекцию Дмитровских чайных сервизов ГЦМСИР, позволяющую увидеть широкий ассортимент дизайнерских форм и декоров 1960-х годов.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив