Здравствуйте, друзья! Сегодня мы решили обратиться к американской художественной классике, а именно к картине Нормана Роквелла под названием «Беглец». На ней изображена весьма интересная и трогательная сцена. Давайте попробуем разобраться в сюжете и узнаем, за что Роквелла критиковали даже на его родине в США.
Немного об авторе
Норман Персивел Роквелл родился 3 февраля 1894 года в США. Будучи коренным американцем, он воспитывался в патриотическом духе и очевидно очень любил свою страну. За всю свою жизнь Роквелл создал более 4000 работ, проиллюстрировал более 40 книг, а также писал портреты американских президентов и иностранных деятелей.
Однако, не смотря на удивительную плодовитость и признание в кругу политической элиты, таланту Нормана отдавали должное далеко не все. Злопыхатели и завистники среди богемы того времени не желали признавать за Роквеллом статуса серьезного художника. Давайте попробуем понять почему на примере картины 1958 года «Беглец».
Узелок под стулом
Поверьте, если бы вы находились в галерее работ Роквелла, вы не смогли бы пройти мимо этого сюжета. Художник изобразил маленького мальчика и мужчину, сидящих рядом в придорожном кафе. И все бы ничего, да вот только мужчина этот - полицейский, а у мальчика под стулом аккуратно пристроился красный узелок с нехитрыми детскими пожитками. Что там может быть? Возможно, кусок хлеба, яблоко и конечно игрушки. Ведь восьмилетний мальчик, собрался удрать из дома, а без игрушек сделать это просто невозможно. Обратите внимание, в руках малец держит куртку, а это значит, что дело серьезное. Побег задуман длительный, возможно даже малыш решился бежать навсегда.
Однако дерзкому замыслу ребенка не суждено было сбыться. Страж порядка поймал его, бредущим по городу, и, остановив, пригласил зайти в кафе. Офицер, будучи очень дружелюбным и немного ироничным, доверительно наклонился к мальчику и спрашивает, что тот желает поесть.
В сюжете есть еще один человек – владелец кафе. Он ласково и насмешливо смотрит на паренька, слушая необычную парочку и вероятно вспоминая собственные детские приключения. Он изображен с папиросой в зубах, что по тем временам было совершенно нормально. Американцы дымили повсюду, никаких запретов еще не существовало.
Чуть-чуть истории
Если приглядеться к картине Роксвелла, в глаза бросается четкость изображения и большое внимание, которое художник уделил деталям. Щепетильность и скрупулёзность - отличительная черта всех произведений Роксвелла. Сюжет «Беглеца» был нарисован с натуры, но автор не заставлял моделей часами сидеть на одном месте, удерживая позу.
Художник поступил гораздо проще. Он пригласил местных жителей и снял на фотоаппарат композицию. Далее рисовал с фотографии. На этой картине все персонажи, реально существовавшие люди, и даже кафе не было выдумано автором. Оно находилось в штате Массачусетс в Питтсфилде. Его хозяина звали Говард Джонсон. Полицейского сыграл местный военнослужащий Ричард Клеменс. Ну а мальчика на роль беглеца художник нашел в местной школе, его звали Эдди Локк. По сути, это просто история, произошедшая в маленьком городе – часть американской действительности. Что же может тут не понравится?
В чем тут китч?
Изображение яркое, люди реальные, история мальчика завершилась удачно. Добрый полицейский нашел его, прежде чем с пареньком случилось что-то страшное. А ведь могло же! Идиллия во всей своей красоте, не так ли?
Именно таким настроением своих картин Норман вызывал отрицательную реакцию среди некоторых зрителей. Все его работы пропитаны идеализмом и избыточной слащавостью. За это серьезные драматические художники не принимали его в свой круг. «Иллюстратор» - так они называли Нормана за спиной, стараясь обидеть, и часто указывали на буржуазность и «китчевость» его картин.
Следует отдать Роквеллу должное, он реагировал на такие выпады очень спокойно, более того художник был совершенно не против зваться иллюстратором, ведь он и сам себя им считал. Следует учесть так же, что множество своих картин он написал для обложки американского журнала «The Saturday Evening Post» (в том числе и картину «Беглец»), а для журнала стиль приукрашающий реальность вполне нормален.
Постскриптум
Как бы то ни было множество работ «иллюстратора» хранятся в американском государственном фонде и выставлены в крупных галереях. А в 1977 году Роквелл был награжден Президентской медалью Свободы, высшей гражданской наградой Соединенных Штатов Америки, за «яркие и трогательные портреты нашей страны».