В «Игре в кальмара» сидят люди в золотых масках
и наслаждаются чудовищным соревнованием; «игрой», в которой гибнут и страдают люди.
Зрители в масках - чужеземцы. Когда один остался без маски, оказалось, что это европеец. Не-кореец. И остальные тоже чужеземцы. На это намекают детали. И хокку, которое прочитал другой зритель в маске. Японское хокку.
Люди фактически убивают друг друга, а чужаки наблюдают. Им весело и интересно. Они наслаждаются зрелищем.
Самое плохое в плохие времена - это драться со своими и причинять зло своим. Вымещать на своих боль разочарования, страх, оскорбление бедности, несчастья и провалы, отчаяние и тоску. Устраивать дикие споры, нападать, толкать, отнимать, унижать.
Потому что где-то в ложе сидят чужеземцы. И потягивают напитки, закусывают икрой, наслаждаются зрелищем. И стараются поддать жару в игру. Для них это игра. Может, они ее и спровоцировали. И теперь смотрят на гладиаторские бои между бывшими своими.
Это всегда так: в стране ли, в семье ли… Всегда есть кто-то в ложе, кто с наслаждением наблюдает за скандалом, дракой, лютой толкотней. За тем, как люди превращаются в нелюдей. Это «чужеземцы» упиваются бойней.
Может, не надо доставлять им удовольствие и нападать друг на друга?
Тем более, приза-то никакого и нет. Мы часто совершенно бесплатно и задаром услаждаем взор тех, кто сидит в ложе. Доставляем им радость. А там всегда кто-то сидит. Может быть, даже не люди. А джинны и демоны, про которых писал Юнг…
Под маской может быть кто угодно; даже не люди. Но нам надо оставаться людьми в трудные времена.
Анна Кирьянова