Найти тему
Мысль и Вселенная

"Старые" этические учения для новой техногенной цивилизации

Какой представляется наша цивилизация на современном этапе своего развития? Техногенная, активная, требующая от среды комфорта, свобод, возможностей развития. Цивилизация не просто разрастается через увеличение популяции, она увеличивает свое влияние на планету.

Планета Земля, источник https://www.uhasselt.be/images/IMOB/Nieuws%20en%20Agenda/proclamatie%20MOB%202016.jpg
Планета Земля, источник https://www.uhasselt.be/images/IMOB/Nieuws%20en%20Agenda/proclamatie%20MOB%202016.jpg

И не только цивилизация в целом, но отдельный человек приобрел невиданные ранее возможности. Технологии дали человеку новые инструменты влияния на себя самого, на других людей и социум в целом: искусственный интеллект, человеко-машинных системы, нейротехнологии. Со всеми этими «усилителями» человек приобретает новые качества. Чтобы подчеркнуть такое «усиление» человека Гарри Каспаров еще в 1998 ввел термин «цифровой кентавр», а Кружковое движение НТИ взяло его в свою работу.

Сам образ подарила нам древнегреческая мифология, там это было сильное, дикое и смертное существо с головой и торсом человека на теле лошади.

Лука Джордано, «Битва между лапифами и кентаврами», 17 век, источник https://vk.com/wall250040984_17897
Лука Джордано, «Битва между лапифами и кентаврами», 17 век, источник https://vk.com/wall250040984_17897
Скелет кентавра, источник https://www.worldanvil.com
Скелет кентавра, источник https://www.worldanvil.com

«Цифровой кентавр» сегодня – это человек, усиленный цифровыми технологиями, но можно брать и шире – не только цифровыми технологиями, но технологиями вообще. Человек ближайшего будущего – это технологический кентавр.

Экзоскелет, источник https://zen.yandex.ru/media/tehkids/rossiiskie-injenery-predstavili-promyshlennyi-ekzoskelet-5e8d581b8e13467f02b36c49
Экзоскелет, источник https://zen.yandex.ru/media/tehkids/rossiiskie-injenery-predstavili-promyshlennyi-ekzoskelet-5e8d581b8e13467f02b36c49

К обычным нашим возможностям добавляются новые. В связи с этим появляется много книг и суждений о том, какие этические проблемы рождают новые технологии - робототехника, искусственный интеллект и генная инженерия. Но так ли новы все эти вопросы и проблемы? Да, технические возможности обновляются, сила влияния и значимость решений и поступков человека тоже растет, но это всё тот же человек. Его сознание всё также формируют ценности, на основании которых он принимает свои решения. Растет сила, но эта сила может быть направлена либо на подлинное созидание мира, либо не его разрушение. В этом смысле в мире ничего не меняется – выбор направления человек выбирает сам, он принимает решения.

А вот с этим работает этика, дисциплина, которой уже больше двух тысячелетий. В момент принятия решений разум прибегает к этические концепциям. Этику можно понимать широко – как дисциплину, изучающую поведение человека.

И нас интересует именно этика, но не мораль, потому что мораль – явление общественное, и всегда соотносится с тем сообществом, которое ее сформировало. В разных сообществах мораль может различаться диаметрально.

Для европейского человека законы и мораль талибов могут казаться не приемлемыми. После военного переворота, произошедшего в Афганистане и прихода к власти талибов в мае 2021 года было много разговоров об этом. Но сами афганцы, носители определенной культуры и морали могут иметь совершенно другое мнение, отличное от свободолюбивых европейцев.

Всего одни пример. Шарбат Гула стала известна всему миру благодаря своему портрету на обложке журнала National Geographic. С 1985 года она – символ страданий афганского народа от войны. В 2012 году, когда у власти в Афганистане было проамериканское правительство, представители National Geographic разыскали Шарбат Гула и спросили, чувствует ли она себя в безопасности в Афганистане. Она ответила: «Нет. Но жизнь при талибах была лучше. По крайней мере, там был мир и порядок» [1]. Из ответа Шарбат Гула можно сделать вывод, что ее удовлетворял уклад жизни при талибах и, можно предположить, что она поддерживала мораль, которую они транслировали.

Так Шарбат Гула думала в 2012 году, но в ноябре 2021, когда талибы снова пришли к власти в Афганистане, она добилась разрешения переехать в Италию. То есть, найдя возможности для иммиграции, женщина решила избежать «мира и порядка» талибов.

Шарбат Гула – девочка с обложки National Geographic, источник https://www.businessinsider.com/steve-mccurry-photo-editing-scandal-2016-5?IR=T
Шарбат Гула – девочка с обложки National Geographic, источник https://www.businessinsider.com/steve-mccurry-photo-editing-scandal-2016-5?IR=T

Меняется внутренняя политика и общественный уклад, и отношение к ним в течение времени тоже меняется. Оно может меняться у отдельного человека, как в случае с Шарбат Гула. Может измениться и совокупное, общественное мнение. Такой же текучей является мораль, она отражает доминирующие ценности человека или конкретного сообщества в текущий момент времени.

Этика, напротив, более устойчивая система. Ее метод – философское суждение, поэтому именно она может работать с явлениями жизни и мира, может создавать опоры для разума, находящегося в поисках решений.

Этика изучает импульс, мотивацию, последствия, качество поступков и решений людей, а также их нравственное сознание, размышления по поводу своих и чужих подступов, исследует границы их допустимости и недопустимости [2, с. 9]. Пространство этических вопросов совпадает с физическим и мыслительным пространством деятельности человека. Политика, экономика, медицина, бизнес – здесь накал этических проблем бывает особенно силен. Но этика проникает в нашу жизнь через наши ежедневные взаимодействия с людьми, с социальными группами и институтами. Даже отношения человека к самому себе имеет этическую природу. Мы часто не задумываемся об этом, не часто фиксируем этические дилеммы в своем сознании.

Какое место занимается этика в нашей жизни? Подзабытая часть курса философии? Очередной набор исторических сведений из категории «для общего развития». Киники, киренаики, гедонизм и эвдемонизм… Слова с налетом древности. Как будто скользим взглядом по запыленным музейным экспонатам.

Музей античных древностей, источник http://www.gnto.ru/articles/museums/muzey_vizantiyskoy_kulturi.html
Музей античных древностей, источник http://www.gnto.ru/articles/museums/muzey_vizantiyskoy_kulturi.html

Это распространенный образ этики как дисциплины. Но она живая, содержит в себе ряд направлений, подходов к решению этических проблем, и они очень разные. Какое из них полезней всего для техногенного кентавра будущего? Какое содержит в себе принципы, способные привести к сохранению и подлинному развитию всего лучшего, что есть в нашей культуре? Как, по каким критериям выявлять это «лучшее»? Как этично обращаться с оставшимся «худшим»? Какие этические принципы позволят сохранить целостную экосистему природы и обеспечить комфорт и достойную жизнь восьмимиллиардной популяции? Что такое подлинная справедливость? Что такое осознанность и как ее приращивать в себе? Буду искать ответы на эти вопросы с помощью пересмотра старых и новых этических учений, буду их критиковать и, если понадобится, создавать новые смыслы, потому что этические концепции весьма актуальны в нашем быстроменяющемся мире. Продолжение следует.

© Ольга Морозова, 2021 г. Все материалы данного канала являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование текстов и авторских изображений без указания источника.

Источники

1. Smith H. Girl From Iconic 1985 National Geographic Cover Given Safe Haven After Fleeing Taliban. 26 NOV 2021 11:41 / URL.: https://www.unilad.co.uk/news/girl-from-iconic-1985-national-geographic-cover-given-safe-haven-after-fleeing-taliban/ (дата обращения – 27.11.2021).

2. Балашов Л. Е. Этика: учебное пособие / Л. Е. Балашов. 4-е изд., перераб. и доп. М. Дашков и Ко. 2019. 381 с.