Найти тему
Заметки зооработника

Торакатум, он же таракатум, он же хоплостернум (уже нет). Характер мягкий. Умен, общителен. Лучший друг человека среди рыб

Торакатум, таракатум, торракатум и даже тараканум – как только не называли этого сомика в девяностых и нулевых, пока не осталось два равно употребляемых варианта: торакатум и таракатум.

По поводу родового названия – Hoplosternum (хоплостернум) – разногласий не возникало до тех пор, пока торакатума не отнесли к другому роду – Megalechis (мегалехис).

Но я, как и многие другие аквариумисты, по привычке продолжаю называть его Хоплостернум Торакатум (Hoplosternum thoracatum). Это название врезалось мне в память после прочтения увлекательных книг ученого, аквариумиста и писателя Сергея Михайловича Кочетова.

-2

Так торакатум или таракатум, как правильно?

Споры по поводу единственно верного названия начались лет двадцать назад и все никак не закончатся. Я застала то время, когда этот сом был однозначно тОракатумом, и до сих пор считаю это вариант верным, хотя в литературе и на ценниках в зоомагазинах все чаще встречается название тАракатум.

Считаю свой вариант более правильным, так как на латыни название пишется через «о», от слова torax – грудная клетка.

Грудная клетка у торакатумов ярко выраженная и мощная.
Грудная клетка у торакатумов ярко выраженная и мощная.

Известный, но не самый популярный

Сегодня торакатум не так популярен, как анциструс или коридорас. На это есть свои причины, о которых – ниже.

Мое увлечение сомами началось именно с торакатумов. Однажды я приобрела трех маленьких торакатумов, а потом понеслось.. По мере их взросления я дважды меняла аквариум на побольше, полностью сменила оборудование, декор и растительность, купила еще торакатумов, а потом коридорасов, платидорасов, плекостомусов и других сомовых.

Очень старое фото моего аквариума.
Очень старое фото моего аквариума.

Торакатум запоминает хозяина в лицо

Сомы – по истине удивительные создания. В то время я работала почти без выходных, уходила рано утром, возвращалась поздно вечером, и торакатумы первыми плыли к смотровому стеклу, чтобы меня поприветствовать. Прямо как кошки или собаки: так же ажитировано, только беззвучно.

Через некоторое время я поняла, что они узнают меня в лицо. Если кто-то незнакомый подходил к аквариуму, они к стеклу не подплывали, а поглядывали на чужака издалека.

-5

На границе сумрака

Большинство сомов ведут ночной образ жизни, и стараются не покидать своих укрытий в светлое время суток. Торакатумы не любят слишком яркое освещение, но проявляют активность и днем и ночью, прерывая бодрствование коротким сном. В это время их тело словно деревенеет, даже усы не шевелятся.

-6

Мои торакатумы подстраивались под мой режим, поэтому я имела возможность общаться с ними в те часы, когда была дома и не спала. Здесь тоже можно провести аналогии с кошками и собаками, которые подстраиваются под режим и график хозяина.

Добрый нрав

Торакатумы контактные и очень дружелюбные, при этом тактичные. Отлично ладят с соседями по аквариуму, никого не обижают.

С коридорасами они подружились сразу, и плавали одной стайкой.

-7

Когда появился платидорас, то в первые дни они с любопытством заглядывали к нему под корягу, пока не поняли, что общаться с ним можно лишь ночью. С тех пор днем они его никогда не беспокоили.

-8

А когда у меня на передержке был задира-анциструс, они вообще не посещали тот угол аквариума, который он занял, чтобы не нервировать его. Если он затевал конфликт, то просто уплывали подальше, дабы не связываться "с этой шпаной".

Почему не так уж много желающих держать торакатума в своём аквариуме?

Потому что торакатум и порядок вещи малосовместимые. Акваскейперы (которые создают изысканные аквариумные шедевры) и любители голландских аквариумов (это где много зелени) видят торакатумов в кошмарных снах.

Торакатум постоянно роет грунт, поднимая муть со дна.

-9

Мне в свое время пришлось купить дорогой фильтр многоступенчатой очистки, чтобы с правиться с мельчайшей взвесью, и заменить гравий на песок и гальку, чтобы сомики не царапали себе лица.

-10

Нежные водные растения торакатум разрывает в клочья. Так что выбор растительности ограничен. Можно посадить растения с жесткими листьями, лучше в горшочки, и утяжелить их, иначе сомы их вырвут или выкопают из грунта. Хотя и эти меры не всегда помогают.

А кладофорой они играют, как мячиком.
А кладофорой они играют, как мячиком.

Подобрать аквариумную химию, средства для ухода, обработки и лечения рыб для аквариума, где есть торакатумы, намного сложнее. К выбору препаратов нужно подходить очень аккуратно! Многие дешевые распространённые препараты их просто загубят.

👉 Все эти особенности сильно снижают популярность торакатумов, но если вам нужен друг среди рыб, лучше торакатума не найти. 🙂

Еще про сомов: "Сомики в аквариуме – чтобы чистить стекла и мусор со дна подбирать" 😔 Рыбы, к которым относятся пренебрежительнее, чем к гуппи

Зачем анциструс сидит возле фильтра, надо ли его кормить и другие тайны "сомика с присоской"

И про кладофору: Мохнатый зеленый шарик, живущий своей жизнью. Моя любимая аквариумная водоросль

#зз про рыб #зз про аквариумистику