И вот ваш ребенок знает почти все буквы. Пусть еще пару букв путает, а одну постоянно забывает, не страшно, можно начинать учить слоги. Сначала на слух и в виде игры.
Мы с детьми играли по дороге в детский сад и обратно. Начинала говорить я: - [п], [а] - вместе ПА. [м], [а] - вместе МА. [з], [а] - вместе ЗА. [к], [а] - вместе....?
Если ребенок понял вашу игру, он продолжит: - КА!
Если сразу не понял, то вы говорите за него и продолжаете с другим гласным:- [п], [у] - вместе ПУ. [м], [у] - вместе МУ. [з], [у] - вместе ЗУ. [д], [у] - вместе....?
В начале игры берите основные гласные: А, О, У,Э, Ы и согласные, которые ребенок хорошо произносит и не используйте шипящие (Ж, Ш, Щ, Ч) и Ц. Эти согласные особенные, с ними связано много правил, которые ребенок будет изучать в школе с учителем, поэтому эти согласные лучше не брать на первых звуковых этапах обучения. Ж, Ш, Ц можно использовать с гласными А, О, У, а Щ ,Ч с гласной И, чтобы ребенок не забывал эти буквы.
Вторым этапом подключите гласный И, но не забудьте, что согласные звуки с ним звучат мягко: - [в`], [и]- вместе ВИ, [м`], [и] - вместе МИ.
И третьим этапом добавляем гласные Я,Ё,Е,Ю. Согласные с этими гласными всегда звучат мягко.
Произносите согласные четко, чтобы ребенок слышал, что звук мягкий. Покажите, на примере гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, Э-Е, У-Ю, что одна и та же буква может звучать по разному, твердо и мягко. [м], [ы] - вместе МЫ. [м`], [и] - вместе МИ. [г], [у] - вместе ГУ. [г`], [ю] - вместе ГЮ.
Если ребенок понял смысл игры, то, придя домой, закрепите составление слогов с помощью кубиков. Называя звук, мы берем кубик с соответствующей буквой, потом читаем получившийся слог.
ВАЖНО! Слоги после прочтения не разбираем, а оставляем в сторону и после составления последнего слога обязательно прочитываем все получившиеся слоги уже не разбирая их на звуки.
- Что же у нас получилось сегодня, давай прочитаем: ДУ, МИ, ФО, КА, ЦА, ЛЫ, ЗЕ. И еще раз прочитай. И еще раз. А быстрее можешь?
И ЕЩЁ ВАЖНЕЕ! Как только ребенок понял составление слогов, мы перестаем составлять их из букв. Это довольно быстрый этап, иногда 2-3-х раз достаточно составить слоги для понимания и больше к этому не возвращаться, нельзя приучать ребенка сначала называть отдельно звуки, а потом объединять их в слоги, поэтому далее идут только слоги и вот здесь кубики будут вредить. Необходимо, чтобы ребенок не видел разделение слога на буквы. На этом этапе лучше крупно напечатать слоги на принтере или написать от руки и разрезать. Далее показывать только прямоугольники со слогом, выкладывая их по очереди и читать, можно устроить соревнование, кто быстрее прочитает. Также на этом этапе очень поможет маркерная доска. Записываете слоги так, чтобы ребенок не видел, а потом просите его прочитать, что вы написали. Не спешите проскочить этот этап. Чем быстрее ребенок будет читать слоги, тем легче ему будет читать слова. Этот этап довольно легкий для ребенка, создавайте ситуацию успеха, пусть читает слоги всем, кому можно и хвалите, хвалите , хвалите. Создавайте успешного человека!