Мы сидим в небольшом кафе около Китай-города и разговариваем о насущном. О предстоящих экзаменах, о надвигающемся Новом годе и о наших маленьких наполеоновских планах. Спокойный, размеренный темп прерывает ругающаяся парочка неподалеку. Девушка явно недовольна и раздражена, хочет уйти, но парень держит ее за руку крепко и говорит что-то рычащим шепотом. Хочется подойти и спросить, все ли в порядке, но что-то останавливает и говорит: «Не лезь. Не твоего ума дела». Переглядываюсь с друзьями и вижу в их глазах такое же сомнение. А пока мы думаем, ссора утихает и жизнь возвращается в свой привычный ритм.
А теперь представьте это в масштабах всех страны. Где домашнее насилие находится в рамках административного права, а мы просто закрываем на это глаза. Вот, совсем недавно была убита девушка, совсем еще юная своим же сожителем. И не просто убита, а с особой жестокостью и садизмом. И знаете, общественность разделилась на два лагеря, и один из них встал на защиту убийцы. Считает его мучеником, выставляя чуть ли не «божиим одуванчиком».
Как вы поняли, я о Олеге Соколове и Анастасии Ещенко, о вопиющем случае, когда домашнее насилие все-таки пересекло черту и превратилось в убийство. Кто знает, что было за дверьми их квартиры, но факт остается фактом: произошло убийство. И не в рамках самообороны или же в случае аффекта. Вот только почему-то часть общества обвиняет жертву, клеймя ее разными эпитетами и крича, что «Самавиновата».
Вообще, в нашей стране «Самавиновата» звучит в адрес каждой женщины, которая была подвергнута насилию. Изнасиловали? Значит, не надо было надевать эту юбку и ходить поздно ночью. Избил муж? Значит, сама его довела, нечего перечить. И так далее и тому подобное. И даже в том, что родилась женщиной, тоже виновата. И не важно, что у насильника были отклонения в психическом состоянии, что женщина слабее мужчины и что вообще-то не совсем нормально, когда один человек бьет другого просто потому, что ему что-то не нравится.
А вот если женщина в порыве защитить себя и свою семью при самообороне убивает мужчину, то тут виновата тоже она. И снова жертва «мученик, не заслужил такого и вообще, как так можно». А то, что он на протяжении многих лет терроризировал свою семью, издевался над своими домочадцами даже на людях, унижал и оскорблял — это не важно. Ведь он был очень религиозный, порядочный и вообще крайне положительный человек.
Сейчас я говорю о громком деле сестер Хачатурян, в котором три дочери убили своего отца. Да, случай шокирующих, девочки действительно совершили преступление, вот только поводов для этого было не сосчитать. И унижение при людях, и насилие, и принуждение к сексуальным действиям. Младшие сестры не ходили в школу, так как отец хотел видеть их всегда рядом и использовал в качестве рабынь. Это была необходимая самооборона, потому что никто помочь был не в силах.
И тут мы возвращаемся к нашей первой теме. Возможно, не будь мы столь слепы, некоторых случаев домашнего насилия можно было бы избежать. Вовремя обратиться в полицию, помочь, выручить можно всегда. Нужно быть более чуткими друг к другу, даже если вам кажется, что вас это не касается.
Это сейчас оно может не касаться. А кто знает, что будет дальше?..