Муссовый торт — это искусство или бизнес? Сколько можно заработать на собственной кухне и к чему должен быть готов предприниматель, решивший стать самозанятым? Об этом и не только Александр Тюкаев расспросил домашнего кондитера Анастасию Федоренко, оформившуюся в качестве самозанятой.
Досье:
Анастасия Федоренко, 37 лет, замужем, двое детей.
Образование среднее специальное и высшее.
Специальность: повар, менеджер.
Работала менеджером отдела маркетинга, менеджером по ценообразованию.
В 2020 году оформилась самозанятой как домашний кондитер.
Заняться бизнесом подтолкнул Интернет
— Производство тортов — как ты к этому пришла?
— Когда мне было семь лет, я уже знала, кем я хочу стать. Мечтала быть кондитером. Но в бизнес пришла довольно поздно, после того, как увидела видеоролик в Instagram. На видео кондитер заливал муссовый торт глазурью, и я поняла, что это именно то, чем хочу заниматься. В этот момент я была в декрете. Я стала потихоньку закупать инвентарь, практиковать. Но только спустя полгода решилась продавать свои изделия.
— В итоге сколько потребовалось на старт бизнеса?
— Около 130-150 тыс. рублей. Пришлось покупать еще один холодильник, потому что муссовые десерты нельзя хранить вместе с борщом и котлетами. Потом еще морозилка, хороший блендер, хороший миксер, краскопульт, компрессор. Деньги на все это взяла в кредит. Еще я обучалась онлайн, а недавно прошла два мастер-класса вживую — за 18 тыс. и 30 тыс. рублей.
— Как родные отнеслись к твоему начинанию?
— Муж не верил, что у меня получится, он думал, что это все хобби. Но все же я справилась. И когда я сама выплатила все кредиты и пошел доход, он в меня поверил.
— Как оформлялась официально?
— Я самозанятая. Оформиться — это буквально три минуты. Скачиваешь приложение «Мой налог», вводишь там данные, фотографируешь — и все дела. А потом платишь налоги, причем там все происходит автоматически. Все легко и просто.
Всегда четко помнить о желании клиента
— Что делать, если десерт не получается?
— В принципе, любой недочет легко можно задекорировать — бусинкой или пищевым золотом. Но если вдруг это сделать невозможно, то мне легче предоставить скидку. Например, вчера из 10 пирожных одно не очень хорошо получилось, и я сделала клиентке скидку 10% на все пирожные — и ей приятно, и мне спокойно. Я не считаю, что потеряла на этом деньги. Для меня главное, чтобы клиент был доволен, а я не портила свою репутацию.
— Твоя самая обидная бизнес-ошибка?
— Я очень хотела сделать торт на определение пола ребенка (Такие торты-сюрпризы подают на специальной вечеринке. Если ждут девочку, то начинка будет красного или розового цвета, а если мальчика, то краситель для начинки будет синий или голубой. Декор же делается нейтральным, чтобы никто не догадался о том, какой торт внутри. — Прим. ред.) и наконец-то дождалась. Появился такой клиент, я так загорелась, у меня сразу такая буря фантазий приключилась, подключила всех знакомых кондитеров. Но при этом я вообще упустила тот момент, что изначально было фото желаемого дизайна торта. И вот я сделала, отправила фотографию, сижу жду, что клиентка скажет: как красиво. А она говорит: я вообще не тот дизайн хотела. И я как будто бы в пропасть упала. Я так переживала, прямо как личную трагедию. Там была предоплата 500 рублей, и больше я с нее ничего не взяла. Торт клиентка все-таки приняла, но для себя я сделала пометку, что нельзя так «растворяться» в заказе.
— А были деньги, потраченные впустую?
— Как оказалось, я шопоголик, но мне нравится покупать не одежду, а формы для тортов. У меня сейчас есть формы, которые я так до сих пор и не использовала, потому что они не пользуются популярностью. Продавать мне их жалко, а уже два шкафа накопилось. Потратила на это примерно 150 тыс. рублей, но бизнесу это не нужно.
На кухне правила задаю я
— Какие требования предъявляются к работе домашних кондитеров?
— Обязательно должна быть медицинская книжка. Она у меня есть. Работаешь в специальной одежде, в шапочке, чтобы не дай бог попал волос — у меня прямо фобия на это. В общем-то, я сама устанавливаю себе требования, ведь я готовлю у себя дома.
— Как пережила карантин из-за коронавируса?
— Прекрасно. Заказов стало в два раза больше, потому что из-за карантина закрылись все кафе и рестораны. А дни рождению никто не отменял. Поэтому люди и заказывали тортики, чтобы отметить хотя бы в семейном кругу. У меня есть проверенный курьер, он приезжал в маске, перчатках — в общем, все как положено.
Красиво не значит вкусно — и наоборот
— В чем секрет успеха?
— Делать десерты хорошо, качественно, а затем делать их красивые фотографии. Далеко не каждый кондитер может сделать и первое, и второе. Нередко смотришь профили в соцсетях и видишь, что есть красивые фотографии, но торты невкусные, или, наоборот, вкусные торты, но фотография не показывает всю эту красоту. Поэтому я всегда говорю: пока есть такие кондитеры, я без работы не останусь.
— Все продажи ты ведешь через соцсети?
— Да, продажи и реклама идет через соцсети. Но у нас с партнером Екатериной есть еще и сайт, на котором мы продаем свои мастер-классы.
— На какой доход ты вышла, сколько ты зарабатываешь?
— Если месяц хороший, к примеру, как сентябрь, можно заработать около 100 тыс. рублей. А в плохие месяцы — около 60 тыс. рублей.
— Какие у тебя перспективы, планы?
— Каждый день меня по несколько раз спрашивают о том, преподаю ли я, могу ли я научить. Поэтому я рассматриваю возможность двигаться в этом направлении — обучение всех желающих, мастер классы — это то, чем я уже занимаюсь, но рассчитываю расширять.
#кубань #кондитер #интервью #сладости #кулинария