«Грязь не сало: потер – и отстало» такая "исповедь" будет человеку явно не в помощь. Даже само слово "исповедь" идет от слова "поведать". Но это не значит дать отчет о своей духовной жизни, или просто побеседовать с батюшкой. Важно без всякого сомоправдания, саможаления обличить себя. А потом как врач, который удалил опухоль делает химиотерапию, стать на стражу мыслей, чтобы не допустить «рецидива».
И помнить, что чаще всего за любое отречение от Бога, а грехи им и являются, бывают разного вида скорби, неприятности. Поэтому особенно в эти часы помогает молитва преподобного Нектария Оптинского https://t.me/molitvaikona/4791. Читать её нужно, пока не почувствуете мира в душе.
Можно отпасть от Бога и стать хуже, гордясь, что малогрешен быстрее, чем те, кто много согрешает, но много плачет, а значит быстро исправляется. Как царь Давид, будучи прелюбодеем и убийцей (а заказчик убийства гораздо страшнее первого), как и другие святые знали, что даже у самых самых нет святости без изъяна, каялся. Так и нам, христианам, важно слёзно каяться, понуждать себя на этот плач перед Богом.
Когда человек не имеет возможность каждый день ходить на исповедь, не может пребывать под частым накрытием епитрахили, то у него есть возможность делать это дома, как Давид оплакивать свои ежедневные грехи. Если не по ночам молиться, проводить время на коленях, как он, без сна на ложе, долгие часы до рассвета. А просто каждый вечер, перед тем, как уснуть просить в святом углу прощение пред Богом. Такое домашнее покаяние может позволить себе человек каждый день.
Более того, делая так, Давид своим примером, своим трудом, своим таким горьким жадным, полным покаянием спасает нас, его последователей. Потому важно в течении дня «не спать», бодрствовать, находиться в состоянии бойца, готового к бою, которому осталось "только сапоги обуть". В течении дня записывать, усердно следить за движением своего сердца. Помечать в течении дня каждый свой помысел, даже самый постыдный или, наоборот, на первый взгляд, незначительный. А вечером покаяться, стоя у икон, а потом при первой же возможности исповедать повседневные грехи.
Грех повседневен, ежечасен, ежеминутен, а то и ежесекунден. Он как вечный двигатель, который не может не работать. И от нас зависит, что что туда ссыпать. От Иисусовой молитвы человек освещается. Это еще один способов оставить совесть чистой. Да, будут искушения, трудности, испытания, даже с благословения батюшки, но они помогают не пускать в дело мысль. Если же они пустые, суетные, значит и жизнь будет такой же, что кидаешь в жернова, то и выйдет. Здесь нужно понимать психологию сердца. Оно так расположено, что рано или поздно соглашается с тем, что он думает.
Если человек будет размышлять о греховном предмете, сердце постепенно склониться к тому, что человек желает. И чем чаще принимает человек помыслы греха, тем быстрее сердце склонится ко греху и тем быстрее совершит его. То есть после мысли следующей ступенью является действие, а там недалеко и до смертного греха. И до того, как это не произошло, мы еще как бы в области борьбы. А когда она даётся сложно, читайте молитву Богородицы: https://t.me/molitvaikona/4767.
Все помыслы желания в нас. Мы носим эту природу. И в наших силах не дать им выйти.
А лучше чаще исповедоваться.Тогда дух не успевает унывать, а сердце каменеть. Игнатий (Брянчанинов) говорил на протяжении своего монашеского пути не нашел ни одного оружия, лучшего, как исповедь, как частое Причастие.
Пользу от такой исповеди ежедневно он получал всегда и всем говорил, чтоб так делали. Да многие от его советов были в недоумении. Ведь после Причастия человек вновь возвращается в лоно Церкви, в объятия любящего Отца. Так делали первые христиане. Для них Крещение и мученичество были синонимами. Они были готовы пострадать за Христа, Поэтому всегда были "во всеоружии".
Словом сразу разбивать грехи о камень, пресекать исповедью, желательно частой, если не ежедневно, то каждое воскресении,ну или хотя бы раз за пост, хотя это очень мало. Главное не зарастать, не грязью в доме, не запускать болезнь, и не погибать под тяжестью не исповеданых грехов, а все делать во-время.
Когда грех рассказан перед батюшкой, "вылит" во свете - это свет, а что в теме пребывает, то тьма.
И лучше исповедоваться одному батюшке. Такой духовный отец будет знать его состояние и по-тихоньку направлять его к исправлению, а значит к спасению. И ни в коем случае не стеснятся говорить вслух, не давать записанные грехи, а самому читать. И всегда обращаться к Богу, слезно каяться перед ним, представлять себя на суде пред Всевышним.
Видеть, замечать грехи, осознавать свою немощь и полагаться на помощь Божию, не слушать советов психологов о спасении в том, чтобы заместить одну страсть заменить на другую, победить тоску весельем, рекомендацией "полюбить себя". "Подобное не лечится подобным", а наоборот, добавляет новое. Страсти как раз лечатся противоположным. Ведь у каждой из них есть своя добродетель.