Албазинский острог на Амуре, в 1680-х годах героических выдержавший две маньчжурских осады, основали не просто казаки, а повстанцы Никифора Черниговского, бежавшие с Илима на Амур от государевых людей подальше. А потому совсем не мудрено, что когда воевода Алексей Толбузин в 1685 году оставлял разрушенную крепость, несколько десятков казаков откликнулись на предложение маньчжурского генерала Лантаня уехать в Пекин служить богдохану.
К тому времени там уже находилось около сотни пленников из приамурских селений, но именно из лоча (казаков) выделялоись пять фамилий, ставших личной гвардией императора - Яковлевы (Яо), Дубинины (Ду), Романовы (Ло), Хабаровы и Холостовы (Хэ двух разных тональностей). Лоча для китайцев были такими сверхвоинами наподобие голливудского Хищника, а император был заинтересован показать русским казаками, что воюя с китайцами, выгоднее сдаваться.
Казаков зачислили в Русскую сотню "Жёлтого с каймой знамени", дали им жён, в основном из вдов казнённых преступников, а во Второй Албазинской кампании ещё и отловили батюшку, который оказался не промах и выбил под православную церковь старую кумирню бога войны. Дальше века сменялись веками, северный фенотип и язык предков понемногу размывались, но сохранялось странное самосознание - вот эти люди считали себя русскими.
К 19 веку албазинцы, как и весь дом Цин, выродились в бездельников и пьяниц, на своё огромное жалование бесцельно шлявшихся по трактирам, куривших опиум и затевавших драки. Лишь в конце 19 века ими занялась существовавшая с 1717 года Русская духовная миссия в Пекине, взявшаяся проповедовать среди албазинцев православие (которого они придерживались, но имели о нём весьма смутное представление) и учить их русскому языку.
Революции же по обе стороны Амура случились с разницей в несколько лет, и новую жизнь албазинцам (коих к тому времени было около 1000 человек) дала русская белоэмиграция - с языком и связями албазинцы оказались отличными посредниками между пришлыми и местными.
Из них же были многие деятели китайского православия, так стоически пережившего ХХ век - вот тут слева Стефан У, настоятель Никольского храма в Харбине, убитый в 1970 году после истязаний хунвейбинами, а справа епископ Симеон Шанхайский, в миру Фёдор Ду, умерший сам в 1965-м.
При Мао Цзэдуне албазинцы сполна натерпелись, и как казалось до недавних пор - были просто уничтожены. Лишь к концу 21 века в Пекине стали заявлять о себе 2-3 сотни уцелевих албазинцев Ду, Яо и Ло, которым теперь отведена роль культурного феномена в Пекине.
См. также
Албазинский острог. История и что от неё осталось.
Албазино. Что на месте Албазинского острога ныне?