Найти тему
Строительный мир

Рождение и разрушение мифа: автор Эйфелевой башни и русский инженер. Кто построил мост на границе двух стран

Оглавление

Этот мост находится на границе двух государств. Впервые сооружение через водную преграду здесь возвели в 1870-х. В конце прошлого столетия СМИ сообщили об удивительном открытии, сделанном благодаря архивным документам. Оказалось, что объект в свое время спроектировал не кто иной, как Гюстав Эйфель. И именно на нем он протестировал технологию, которую впоследствии использовали при возведении главной достопримечательности Парижа.

После публикации этой информации в европейской прессе многие люди стали приезжать на реку Прут, чтобы воочию увидеть одно из неизвестных ранее творений выдающегося инженера. Однажды мост посетила даже делегация французских дипломатов, пожелавшая прикоснуться к детищу именитого соотечественника. В 2012 году металлической конструкции официально присвоили имя Эйфеля.

На самом же деле, как выяснилось позднее, автор главной парижской башни не имеет к объекту никакого отношения. Его в свое время возвели по чертежам талантливого русского ученого, за плечами которого порядка сотни подобных проектов. Более того, современное сооружение, о котором идет речь, построено после Второй Мировой войны. Однако некоторые до сих пор стараются поддерживать красивую версию о руке Эйфеля.

© Andrei Corloteanu / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Эйфелев мост в Унгенах, 2016 год)
© Andrei Corloteanu / Wikimedia Commons / CC BY 2.0 (Эйфелев мост в Унгенах, 2016 год)

Между Молдавией и Румынией

На Западе Молдавии при выезде из Унген по железной дороге в сторону границы с Румынией находится мост, вокруг которого в недавнем времени разгорелась большая дискуссия. Историю о его происхождении в новой интерпретации рассказывали не только журналисты и экскурсоводы, но и чиновники. Мэр города не раз подчеркивал причастность европейского инженера; с гордостью об объекте упоминали и местные архитекторы, подчеркивающие удивительную сохранность моста, который простоял около 140 лет и ни разу не закрывался на капитальный ремонт.

© Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Русско-румынская граница и мост на гравюре 1880 года)
© Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Русско-румынская граница и мост на гравюре 1880 года)

Железная дорога над рекой Прут действительно появилась в 70-е гг. 19 столетия, буквально накануне Русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). За несколько лет до этого к левому и правому берегам были подведены линии от Кишинева и Яссы соответственно. Обширная территория к востоку от Прута (Бессарабская губерния) находилась тогда в составе Российской империи.

А был ли Эйфель?

Историк Василе Юкал с самого начала к информации об Эйфеле относился с долей скепсиса и просил авторов статей, писавших об участии француза, предоставить соответствующие доказательства. Но ссылок на какие-либо реальные документы обычно не делалось. Дабы разрушить серьезно укоренившуюся легенду, ученые в поисках правды решили собственноручно прошерстить архивы Молдавии и сделать запрос в фонды хранения Украины и России.

© РГИА, Ф. 350, оп. 58, д. 1600, л. 1) и Н.А. Белелюбский. Верхнее строение моста отв. 20 саж. раскосной системы (2). Де- тали моста через р. Прут на Одесской ж.д. (Санкт-Петербург 1888), с. 5. / Из публикации, указанной в конце статьи в качестве источника
(Слева – фрагмент проекта железнодорожного моста через Прут, 1874 год. Справа – эскиз опоры моста из проекта Белелюбского)
© РГИА, Ф. 350, оп. 58, д. 1600, л. 1) и Н.А. Белелюбский. Верхнее строение моста отв. 20 саж. раскосной системы (2). Де- тали моста через р. Прут на Одесской ж.д. (Санкт-Петербург 1888), с. 5. / Из публикации, указанной в конце статьи в качестве источника (Слева – фрагмент проекта железнодорожного моста через Прут, 1874 год. Справа – эскиз опоры моста из проекта Белелюбского)

Так в 2015-м Юкалу удалось узнать от питерских коллег из Центрального музея железнодорожного транспорта, что объект в Унгени в некоторых изданиях значится среди проектов прославленного русского мостостроителя Николая Аполлоновича Белелюбского. О нем мы неоднократно рассказывали в наших исторических статьях, посвященных железнодорожным объектам, которые в свое время становились настоящими инженерными шедеврами и удостаивались почетных наград на международных выставках.

Эту информацию подтвердили и в Российском Государственном историческом архиве, где хранится личное дело Белелюбского. Среди бумаг есть и проект того самого моста, из которого следует, что разработан он был в 1874-м. Согласно целому ряду источников, в 1877-м мост уже действовал.

© Иллюстрирoванная хроника войны, т. 1, No13 (Санкт-Петербург 1877), с. 100 / Из публикации, указанной в конце статьи в качестве источника (Рисунок С. Чамота, сделанный в 1877 году во время Русско-турецкой войны)
© Иллюстрирoванная хроника войны, т. 1, No13 (Санкт-Петербург 1877), с. 100 / Из публикации, указанной в конце статьи в качестве источника (Рисунок С. Чамота, сделанный в 1877 году во время Русско-турецкой войны)

В тот год началась война между Россией и Османской империей. О конфликте регулярно сообщалось в прессе, где фигурировала и железная дорога через Прут. А один из карикатуристов запечатлел объект на бумаге. На возведение перехода потратили тогда 280 тыс. руб., причем расходы были поделены поровну с правительством Румынии.

А мост и не тот

Более того, стало известно, что построенный по проекту Белелюбского мост в Молдавии был разрушен в 1944 году советской авиацией вместе с аналогичным пешеходным объектом, появившемся в 1939-м и расположенным выше по течению; сохранилась даже аэрофотосъемка момента взрыва. Разницу между старым и действующим мостами можно увидеть и на изображениях, сделанных до и после войны соответственно. На них видно, что конструкции хоть и имеют на первый взгляд некоторые сходства, но все же очевидно и их явное различие.

© Andrei Anghelov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Эйфелев мост, Унгены, 2010 год)
© Andrei Anghelov / Wikimedia Commons / CC BY-SA 3.0 (Эйфелев мост, Унгены, 2010 год)

Историкам удалось выяснить, что новый железнодорожный мост был возведен в 1946-м. Разумеется, Эйфель не имеет к нему никакого отношения, как, впрочем, и к его предшественнику, построенному в 19 столетии. Тем не менее в интернете (и не только) до сих пор на разных языках можно найти самую противоречивую информацию относительно этого проекта, и легенда о причастности французского инженера к железнодорожному объекту Унгены до сих пор жива.

Статья основана на публикации Vasile Iucal. DESTRĂMAREA MITULUI: CONSTRUCŢIA PODULUI FEROVIAR PESTE RÂUL PRUT, LA UNGHENI // Tyragetia, serie nouă, vol. XIII [XXVIII], nr. 2, Istorie. Muzeologie. 2019. — p. 171-182