Ведение бизнеса в нашей стране с каждый годом становится всё более рискованным мероприятием, ведь остаться по итогу ни с чем вероятность достаточно существенная.
Банкротства компаний и физических лиц последние годы наметили однозначную тенденцию к добросовестному ведению процедур, а злоупотребляющие правами участники, которые пытаются по - старинке осуществлять единоличный контроль над процедурой банкротства, становятся вполне уязвимой стороной при должном юридическом противодействии.
Уходят в небытие займы наличкой под расписку, так как доказательственная база по подобным требованиям расширилась до выяснения всей подноготной как кредитора, так и заёмщика. Как и векселя, подозрительные поручительства и прочее.
С подобной тенденцией следующими под удар попали компании, которые прошли добровольную ликвидацию, при этом допустившие по той или иной причине недостоверные сведения в отношении наличия задолженности перед кредиторами.
Схема поведения оставшегося без исполнения обязательства кредитора сводится к восстановлению статуса у должника и восстановлении записи в ЕГРЮЛ. Занимается восстановлением статуса и нарушенного права Федеральная налоговая служба.
Кроме того, уже достаточно давно действует порядок, когда кредитор вправе самостоятельно заявить свои требования непосредственно к контролирующим лицам ликвидированного юридического лица о привлечении последних к субсидиарной ответственности по имеющимся обязательствам.
Аналогичная правовая конструкция применяется, в частности, при подаче заявления о привлечения к субсидиарной ответственности в случае прекращения производства по делу о банкротстве, например, при недостаточности финансирования на её дальнейшее проведение.
Данная категория дел рассматривается в рамках главы 28.2 Арбитражного процессуального кодекса РФ, как дела о защите права и законных интересов группы лиц.
Следовательно, все возможные кредиторы вправе присоединиться к первоначальному заявлению со своими требованиями.
Для контролирующих лиц же это означает полную ответственность по всем обязательствам ранее принадлежащего им юридического лица.
Отвечать же они будут в порядке субсидиарной ответственности, то есть одной из самой суровой в российском гражданском законодательстве видом ответственности, так как личное банкротство от оной не освобождает и существовать она будет до полного её погашения.
Чего же опасаться бизнесу?..
Допустим имели Вы ресторанный бизнес, который в период пандемии прогорел, в частности, по причине введенного властями локдауна, введения кодов или по иным причинам.
Само собой за юридическим лицом могли остаться долги перед арендодателем, коммунальными службами, персоналом, поставщиками и, конечно, налоговой.
При этом проходить полноценную процедуру банкротства достаточно обременительно, долго и достаточно дорого, особенно по сравнению с возможностью тихо и добровольно ликвидировать компанию и забыть про своё неудавшееся дело, как страшный сон.
Также существует соблазн открыть новое юридическое лицо и продолжить работу с «чистого» листа.
Однако сама по себе ликвидация в добровольном порядке в настоящее время спокойный сон такому бизнесмену вернуть не может, ведь еще несколько лет над Вами довлеет угроза восстановления ликвидированного юридического лица и привлечения к субсидиарной ответственности, так как наверняка не всё было чисто ликвидационном балансе.
Наличие же нарушений приведет к восстановлению статуса юридического лица, как действующего, а дальше банкротство, субсидиарная ответственность.
Есть ли схема защиты от подобного риска? Безусловно.
Максимально безопасную стратегию для «сворачивания бизнеса», либо «смены вывески» необходимо в каждом случае подбирать сугубо индивидуально. Особенно в наше время, когда даже единственное жилье перестало быть абсолютно неприкосновенным, а риск быть привлеченным к субсидиарной ответственности максимально велик.
Какого то единого рецепта в подобном случае конечно же нет, но выбрать наиболее подходящую и эффективную стратегию можно в индивидуальном порядке.
Подпишитесь на наш канал, чтобы не пропустить новые статьи!
Понравилась статья — ставьте лайк.
Есть что добавить — пишите комментарии.
Автор статьи:
Егоров Николай Алексеевич, юридическая компания «Резолюция», эксперт в области банкротства.
г. Москва, Кадашёвская набережная, д. 26
WhatsApp: +79048286744
Тел. +7 (499) 840-60-00