Ощущая в полной мере состояние прекраснодушия, иду на урок. Дзинь, вздрогнул телефон, но все еще казалось, что это ничего не предвещает… Сообщение от родительницы, что сегодня ее ребенок на урок русского не придет, метры извинений, слез, что были приложены километры усилий, ведь терять такого учителя…
Первая мысль: почему, если я “такой” учитель, узнаю, что ребенок не хотел ходить на уроки, только сейчас? Почему нельзя было довериться и позвонить, обсудить? Ну, да ладно, это я изменить не могу.
Вторая мысль: если я, и правда, “такой” учитель, как до сих пор не заметила, что ребенок не хотел ходить на уроки?
Всё, настрой работы на уроке сломан, я роюсь в своей мысленной картотеке, пролистывая все уроки, которые у нас были, в глубь веков. Простите, родители этих учеников, учителя убили на излете – теперь есть только статист, которые пытается понять, что произошло.
Исходные данные:
- Неделю назад на уроке ничего не предвещало такого поворота, ребенок был весел, активен, участвовал в процессе с нормальной скоростью и энтузиазмом.
- Учится уже некоторое время, в начале процесса были сложности: лечили травмы предыдущей русской школы, буллинга (извините, у меня в глазах только билингв) американских одноклассников, застарелость травм, неудачливость попыток, закостенелое отношение к русскому языку.
- Отношение ко мне как учителю положительное, к детям в группе – наблюдательное, ответы прекрасные, уникальные, забавные, видно, что прикладывает усилия, чтобы их разнообразить, короче, ребенку на уроке весело.
- Лет... 10!
А-а-а-а, мамонька моя! Ну, конечно! Как я сразу не подумала!
Это ведь тот самый возраст!!!
Прыгаю снова в урок и наслаждаюсь его течением.
“Тот самый возраст” – это какой? – спросите вы. Думаю, вы о нем тоже знаете. Мы все любим его вспоминать в наших претензиях к родителям: если бы ты настояла, то я бы сейчас играл на фортепиано/скрипке/органе и др. Или: если бы ты продолжал меня возить, то сейчас я был бы в футбольной/хоккейной/баскетбольной сборной страны. Да? Вспомнили?
Есть такой возраст, когда все не мило, все постыло, и скучаю я по... Да просто одно слово: СКУЧАЮ! Для реализации этого прекрасного процесса нужно освободиться от всего. Как вы понимаете, драмкружок, кружок вязания, валяния и др. кружки и секции скучать не дают – покончить с ними здесь и сейчас! Дело не в определенном виде спорта, не в определенном роде занятия, дело просто в занятости, а ведь так хочется скучать!
Так что не хочу учить русский примерно в десять лет – это вообще не про русский. Но если вы посмотрите на статистику, то увидите, что почти 70% учеников русских школ заканчивают там учиться в 9-10-11 лет. Дальше чаще всего начинается болтанка: один учитель, другой учитель, одна группа сотоварищей, другая группа сотоварищей, уход с уроков русского, посыпание головы пеплом, возгласы “Мы сделали все, что могли”. С обывательской точки зрения, да, сделали. А как поступили бы не наивные родители, которые не будут искать все логические причины для изучения русского? Не использовали бы приемы устрашения и наказания?
Возраст 9-10-11 лет (у каждого он наступает в свои, индивидуальные сроки) отмечен тем, что ребенок дорос до слова “надо”. И надо его с ним познакомить – какое-то масло масляное, но это правда! Это особенно сложное задание для бывших советских детей, редко кто из наших родителей это делал. Но процесс проходил на славу! Посмотрите в интернете и вокруг: типичная особенность 35-45-летних – работать до результата, часто не прося денег, а потом оказаться на приеме у психиатра. Потому что они, то есть мы, точно знаем мантру: надо – значит, надо. Какая она круглая и сама на себе замкнутая, да? Просто класс! Не вырвешься… Кто же проводил ее в жизнь в нашем детстве? Воспитатели и учителя, это была их задача – воспитывать, и дудели они в одну дуду педагогических институтов и техникумов, потому что все было едино, все проходило на ура. Иногда какой-нибудь троечник срывался, и о нем начинали говорить: ведь умный, а троечник. Вспомнили?
Тогда знайте, что учителя в Америках этим не занимаются, тут капитализм, странная школьная система, направленная скорее на бэбиситтинг, не побоюсь этого слова. Здесь мы, родители, – единственные воспитатели наших детей. Учите ваших детей слову “надо” – это жизненно важно. А почему это важно и как учить, я могу рассказать, если нужно, пишите в комментариях.
P.S. А наш герой вернулся в лоно русского языка, первый/сто первый кризис прошел. Все закончилось хорошо, полный хэппи-энд.