Практически невозможно встретить человека, которому была бы безразлична тема школьного образования. Отсутствие детей или внуков школьного возраста не является препятствием для участия в горячих обсуждениях этой вечно актуальной темы. Все мы учились в школе и вынесли оттуда некоторое количество знаний и определённый жизненный опыт. Поэтому у каждого человека есть собственное мнение о качестве образования и происходящих в образовательной системе неизбежных переменах. Проанализировав различные подходы и мнения, можно сделать некоторые предварительные выводы об отличиях современных учителей от их советских коллег.
Акцент на учебную дисциплину
Замученный политинформациями советский учитель поневоле искал отдушину в преподавании своей учебной дисциплины. Выход из идеологических ограничений учителя находили в углублении профессиональных знаний, путём работы с различными источниками информации, и непрерывном саморазвитии.
Энтузиазм и эрудированность преподавателя создавали ему высокий авторитет среди учеников и приводили к высоким результатам в обучении. Сегодняшние ученики крайне редко считают своего школьного преподавателя экспертом в изучаемом предмете и зачастую ищут необходимую информацию в других источниках.
Идеологическая свобода
Современный учитель не обязан транслировать на уроках идеологические положения. В сравнении с советской эпохой это выглядит абсолютным достижением, но так ли всё однозначно?
Отсутствие каких-либо правил в этой деликатной области приводит к тому, что некоторые учителя продвигают на уроках свои частные мировоззренческие позиции, начиная от религиозных и политических взглядов и заканчивая верой в летающие тарелки.
Допустимо ли это, каждый определяет для себя самостоятельно, а быть в курсе происходящего поможет увеличение количества открытых уроков.
Показатели и отчётность
Современная система оплаты труда педагогов провоцирует учителя заниматься повышением личных показателей в ущерб непосредственной преподавательской работе. Перечень критериев, учитывающих качество работы классного руководителя, включает не только участие учеников в олимпиадах и конкурсах, но и, например, посещение учащимися столовой, успеваемость по предметам других преподавателей, соблюдение единой формы при официальном отсутствии таковой в школе.
Отсутствие наставников
Молодой специалист, приходящий в советскую школу, на первых порах никогда не получал полной самостоятельности. В период адаптации его всегда сопровождали и поддерживали, а может и контролировали, старшие товарищи.
В это время молодой учитель всегда проводил много открытых уроков и получал от коллег обратную связь и поддержку. Распространённая в наши дни практика - поручать вчерашнему студенту классное руководство – была абсолютно неприемлема. Это давало возможность молодому учителю набраться опыта и обрести веру в свои силы.
Перегруженность
К сожалению, общая тенденция такова, что количество учеников постоянно растёт, а количество учителей сокращается. За последние 40 лет среднее количество уроков, проводимое одним учителем за неделю, выросло с 20 до 24-х. Увеличение рабочей нагрузки отрицательно влияет на качество преподавания и приводит к переутомлению и профессиональному выгоранию учителей.
Снижение авторитета учителя
Взгляд на учителя со стороны общества, а особенно со стороны родителей школьников, за последние годы сильно изменился. Учитель больше не является беспрекословным авторитетом в вопросах образования и воспитания, а становится просто человеком, предоставляющим образовательные услуги. Это позволяет некоторым плохо воспитанным родителям злоупотреблять своими правами и общаться с преподавателями в совершенно недопустимом высокомерном тоне. Учитель в современной ситуации может принять вызов времени и подтвердить свой авторитет высоким профессиональным уровнем.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Главные изобретения XX века, без которых современный человек уже не проживет
✅ Исландия – страна с неправильным названием и не только: ТОП-10 интересных фактов
✅ Почему в школах пропали уроки труда — и стоит ли их возвращать
#образование #история #ссср #дети #воспитание #культура #интересные факты #психология #саморазвитие #мотивация