Найти тему
РБК Тренды

Как Amazon копировал чужие товары и продавал их под своей маркой

Оглавление

Международное новостное агентство Reuters опубликовало расследование, в котором рассказало, как Amazon использует антиконкурентные методы, чтобы увеличить свои доходы. Внутренние документы (письма, бизнес-планы и стратегические данные), показывают, что индийский офис Amazon (Amazon.in) копирует самые продаваемые и популярные продукты других брендов и выпускает их под собственной маркой. А еще искусственно выводит товары под брендом Amazon в топ поисковых запросов. Рассказываем, что удалось узнать Reuters о деятельности электронного гиганта на индийском рынке.

Фото: Christian Wiediger / Unsplash
Фото: Christian Wiediger / Unsplash

Как сотрудники Amazon выбирали «эталонные» товары для создания копий

Выбирая, какие товары скопировать, в Amazon.in учитывали несколько показателей, которые находятся в закрытом доступе: количество продаваемых продуктов, процент возврата и среднюю цену. В отчетах также есть информация о возможном сотрудничестве с производителями оригинальных товаров. Благодаря такой практике сотрудники Amazon могли тесно взаимодействовать с производителями товаров и перенимать их принципы производства, которые влияли на «качество конечного продукта». Среди жертв этой стратегии — популярный в Индии бренд рубашек John Miller и потенциально Old Navy/Gap.

Таблица выбора «эталонного» товара. Фото: Reuters
Таблица выбора «эталонного» товара. Фото: Reuters

Специально для индийского рынка компания Amazon запустила собственный бренд товаров для дома «Solimo»: в документах 2016 года написано, что идея запуска была простой – «использовать информацию с Amazon.in, чтобы разрабатывать продукты на основе полученных данных, а затем продавать их клиентам на своей платформе». Проект «Solimo» имел международное влияние: многие товары для здоровья и домашнего обихода под логотипом этого бренда продавали и на основном сайте Amazon в США.

Как в индийском офисе манипулировали результатами поисковых запросов

В частных документах Amazon систему фальсификации поисковых запросов называют «поисковой посев». Сотрудники компании искусственно стимулировали продажи товаров, созданных Amazon, показывая их в числе первых двух–трех результатах поисковых запросов. В одном из отчетов за 2016 год сказано, что в топы поиска на Amazon.in недавно запущенные продукты попадали благодаря манипуляциям с уникальным кодом идентификации (ASIN — Amazon Standard Identification Numbers).

Еще одна тактика по увеличению продаж — «поисковая искра». Ее использовали для продвижения товаров Solimo на персональных компьютерах, телефонах и через приложение. «Искры» — это баннеры, которые размещают над результатами поиска, чтобы заставить клиентов обратить внимание на продукты, которые Amazon хочет продвигать. Во внутренних документах есть информация о том, что через несколько месяцев после запуска AmazonBasics в Индии четыре товара компании неделю за неделей становились «бестселлерами №1 в своей категории». Такого эффекта удалось достичь за счет размещения рекламных объявлений с описанием преимуществ продуктов Amazon на страницах с похожими товарами конкурентов.

Но Amazon не единственная компания электронной коммерции, которая, по мнению индийский властей, ведет нечестную игру на рынке. Помимо Amazon министр торговли Индии обвинил и Flipkart, принадлежащую американскому ретейлеру Walmart, в нарушении местных законов. В июне правительство предложило ввести ряд нормативных актов, которые запретят Amazon продавать продукты под своей торговой маркой в Индии.

Фото: Bryan Angelo / Unsplash
Фото: Bryan Angelo / Unsplash

Что в Amazon говорят об обвинениях в нечестной игре на рынке

Сотрудники Amazon, работающие над продуктами брендов компании, ранее уже обвиняли гиганта электронной коммерции в использовании информации о других компаниях и управлении результатами поисковых запросов. Однако в показаниях перед конгрессом США в 2020 году основатель Amazon Джефф Безос объяснил, что его компания запрещает любое использование закрытых данных. Хотя он не отрицает, что, возможно, некоторые сотрудники пренебрегали этим правилом.

Представители Amazon отказались комментировать расследование Retuses, сообщив, что они не видели документы, о которых пишет информационное агентство. Они также сказали, что поисковик отображает результаты, релевантные запросу покупателя, и Amazon не занимаются распространением информации о своих продавцах.

Сейчас в Индии Amazon находится под следствием в связи с обвинениями в антиконкурентной политике.

Читайте также:

На складах Amazon нет туалетов, но есть будки для медитации

ТЦ умрут, Amazon разорится, ИИ будет повсюду: предсказания Джеффа Безоса

Как компания Безоса издевается над своими сотрудниками

Если вам понравился материал, подпишитесь на канал РБК Тренды в Яндекс.Дзен — это поможет нам развиваться!