Найти тему
Абьюз в культуре

Абьюз в фильме «Грозовой перевал» / 2011

Оглавление

Сегодня я провела киноанализ фильма Грозовой перевал / 2011. Очень давно я читала и книгу, и видела самый старый вариант фильма, но в этот раз решила посмотреть тот, где сыграл Том Харди. Мне интересно творчество этого актера.

Сценарий тут, конечно, исказили сильно, но абьюзерская ветка также имеет место быть. Так что смотреть его, чтобы поизучать тему — да, смотреть его вместо книги — нет.

Итак, Хитклиф.

В целом, у меня многое не сходится. Ведь зарождение психопатии происходит до 3, максимум, до 6 лет. Хитклифа приводят в новую семью явно уже не 6-летним ребенком. К тому же, на тот момент, достаточно добрым и эмпатичным, судя по его поступкам. Значит, до новой семьи, предпосылок к развитию психопатии — не было. Разве что, эти до боли нам знакомые демонические черты лица — пустой взгляд, бровки домиком и плотно поджатые губы.

В богатенькой семье, куда его привели, есть дети, его ровесники — брат и сестра. Избалованный братец жестко его абьюзит, подчеркивает его цыганское происхождение, приравнивает к слугам, унизительно избивает, и уничтожает всякое достоинство Хитклифа.

А вот сестра в новой семье проникается жалостью и теплотой к бедному Хитклифу, чем он начинает постепенно все более активно пользоваться.

Кстати, возможно книга отвечает на этот вопрос, но данный фильм не ответил. Закономерно интересуюсь — откуда у Кейти (той самой сестры, проникшейся к Хитклифу), вся эта тяга к нездоровому, откуда синдром спасателя? У нее очень неплохая семья, эмпатичный отец, брат, хоть и психопат, но на нее травля не направлена. Хотя если и брат психопат — то откуда это у него? Вопросики.

Каждый раз Хитклиф пытается за счет Кейти хоть как-то заглушить свое чувство никчемности. Это сближает их: она его регулярно спасает от вселенской тоски и боли, а он — печальный герой. Вместе они проводят несколько лет бок о бок, пока дело не доходит до юношеского романтизма.

Я все ждала, когда же начнется абьюз, и вот началось.

Хитклифу невыносимы издевательства сводного брата, он хочет бежать, но только вместе с Кейти и прямо завтра. Но Кейти повреждает ногу и не может бежать с ним. Пока она поправляется, времени с семьей приходится проводить больше, Хитклиф для нее отходит на второй план. Он, тем временем, съезжает с катушек от ее «предательства». И начинает давить на нее с побегом:

— Давай убежим?

— Пока нельзя, сейчас не время.

— Если не бежишь со мной, значит не любишь.

Впервые шантаж чувствами, впервые грубо хватает ее.

Очень символичен момент, когда она смотрит на него из окна своего дома, вся такая светлая и ухоженная, а он с улицы вглядывается в ее окна, мокрый от дождя, в рваной одежде, мрачный, а на плече овечья шкура...

В один из дней у Хитклифа и Кейти завязывается разговор об издевательствах ее брата над ним:

— Его жена умерла при родах, я так рад! Ведь я наслал на него проклятье и кажется оно действует!

— Тебя радует, что его бедная жена умерла?

— Он любил ее, и меня радует, что он страдает.

И снова нарцисс все о себе рассказывает. Вот и проявляется его мрачная истинная сущность. Жажда мести и ничего более.

— Порой я думаю, что твоя истинная страсть — ненависть, а не любовь.

И как же она была права.

Жизнь в семье сглаживает юношеское бунтарское начало в Кейт и постепенно в ее картине мира появляются ценности, типичные для того времени: выйти замуж за принца. А принц, как раз, недавно появился на горизонте, но Кейт скрывает это от Хитклифа.

Кейт беспокойно готовится к приезду богатого жениха (я так и буду называть его женихом, потому что не запомнила его имя), чтобы Хитклиф этого не заметил. Но он живет в этом доме, и глупо обманываться, что он об этом не узнает. Он входит в ее покои:

— Так прихорашиваешься, к нам кто-то приедет?

Кейт отвечает уклончиво, но разве фантазии об измене жертвы в голове абьюзера можно остановить?)

— Что ты в нем нашла? А как же я?

Ее ответ очень важен для нас. Она в контакте с реальностью:

— Мне с ними легко. Он не насылает на людей проклятья и не устраивает мрачное молчание.

— Ты об этом пожалеешь.

Бедный Хитклиф, теперь его ждут бессонные ночи, теперь у него столько дел, ведь месть сама себя не спланирует. Нарциссы в желании отомстить жертве, не могут даже спать, пока все не спланируют и не реализуют.

Занятно, что формально Хитклиф ей даже не муж, да и в доме, по большому счету, на позиции слуги, но предъявляет ей претензии, как своей собственности. Его безосновательная убежденность в том, что она принадлежит ему — явно несет в себе опасность.

Встреча Кейт и ее жениха подходит к концу, жених уважительно и едва касаясь щеки, целует ее. Хитклиф это видит, конечно же он следит за ней!

И что ждет нас дальше? Конечно, очень характерно для абьюзера — скандал и разборки!

— В чем дело?

— Он сделал мне предложение.

— Ты НЕ сказала нет? Как я буду жить без тебя? Ты подумала?

Хорошо известный нам шантаж о разрушении жизни нарцисса из-за того, что партнер будет счастлив с кем-то другим.

Меня также заинтересовал диалог Кейти со служанкой:

— Любовь к этому жениху, как зелень весной, все исправит.

Вот оно, это извечное “стерпится-слюбится”, вот на чем росли наши старшие поколения и потом старательно вбивали в наши головы!

— А любовь к Хитклифу, словно подземные, безвременные скалы.

Обратите внимание на метафору!

— Я сама — Хитклиф.

А вот и слияние с абьюзером. Такое часто случается с жертвой. Вся ее психика подчинена ему, в какой-то момент жертве кажется, что она сама и есть этот психопат.

Хитклиф исчезает на 3 года. Кейти выходит замуж, обе семьи празднуют свадьбу. Во время торжества в окно заглядывает бездомный. Новоиспеченная жена выбегает и несёт ему булку. Вот опять, синдром спасателя, но нет, она уже очень давно не видела Хитклифа, сильнее желания вечно кого-то спасать, надежда на пинг от нарца.

Пинги — способ абьюзера напомнить жертве о себе, чтобы снова эмоционально ее раскачать и заставить думать о нем, а в конечном итоге — вернуться.

И так оно и есть. Бездомец приносит записку от Хитклифа: «Я знаю, что ты меня предала». Абьюзеры очень многое расценивают, как предательство. Даже если вы опоздали к нему на встречу на десять минут.

Думаю, по классике, в её душе сразу рождается мысль: «Нет, не предала, надо пойти доказать, что я не предала».

Пока Кейт двигалась к замужеству все эти три года, Хитклиф разбогател, прокачался, набрался скиллов. Как думаете, что им двигало? Конечно же, всепоглощающая жажда мести всем тем, кто его «предал».

В разговора со слугой от Хитклифа как-то однажды, мы слышим эти нарциссические магические мысли:

— Моя душа уже проклята.

Магическое мышление — убежденность абьюзера в существовании сверхъестественного, как способ манипуляции. Он убежден, что вы — ведьма, что его с жертвой свела судьба, что звезды сошлись так, что он оскорбил или ударил, что гадалка нагадала ему вас, что он отдал возможность жить вечно, ради того, чтобы быть с вами.

У Кейт начинается тихая семейная жизнь, но после пинга, по традиции, происходит что? Позитивные тяги, откаты, гормональная ломка, и весь ее ум занимает желание нового пинга. И он случается. В дом Кейти и ее нового мужа пожаловал Хитклиф.

Откат — после разрыва контакта с абьюзером, психика жертвы восстанавливается, она забывает о нем со временем, но некоторые триггеры в ее жизни, или пинги от нарцисса могут заставить жертву вспомнить что-то хорошее, что делал абюьзер в период сахарного шоу, и тогда жертва уходит в откат — хочет вернуться назад.
Сахарное шоу — абьюзеры очень цикличны в своем поведении. Прежде, чем начать издеваться они очень долго обрабатывают жертву, делают для нее что-то, что будет приятно и памятно лично для нее. Потом, когда они совершают первое, второе, и пятнадцатое непоправимое зло, жертва этим хорошим, оправдывает его поведение и остается с ним. Или он сам взывает к воспоминаниям жертвы о хорошем, что неплохо работает, пока вы в абьюзе.

Позитивные тяги — те самые теплые и приятные воспоминания о периодах сахарного шоу.

Кейт, узнав о госте, бежит к нему, как собачка, обсыпает ласковыми словами. Но Хитклиф торжественно смотрит на неё, как на ничтожество. Она кидается ему на шею, обнимает, а он не отвечает на объятия. Только спрашивает, когда они останутся наедине?

Муж Кейти приглашает Хитклифа в дом, за стол, чтобы Кейт не водилась там с ним одна. В гостинной Хитклиф устраивает манипулятивную игру между Кейт, ее мужем и его сестрой (я буду называть ее просто сестрой, потому что ее имя тоже не запомнила). После этого сестра заинтересовывается мрачной и загадочной натурой Хитклифа.

Опять нам тут изо всех сил романтизируют нарциссизм. А ведь это была любимая книга моей бабушки, потом мамы, тети, крестной, а потом и моя.

Хитклиф и Кейт удается, наконец, встретиться наедине. Кейт твердит только о том, как скучала по нарциссу, а тот в ответ лишь философски смотрит вдаль и рассказывает о плане мести ее брату за издевательства в детстве.

Кейт снова пытается заполнить его бездонную пустоту, Утешая, поддерживая и целуя неудачника. Но он лишь играет с ней в ближе-дальше. Вдруг, во время поцелуя, он замечает её взгляд (а вы что думали, они просто целуются, когда вы целуетесь? Да там датчик сканирования вашего поведения во всю работает, камон!):

— Что это за взгляд? О боже... да ты чувствуешь вину? Ты спала с мужем? Как мне теперь смотреть на тебя?

Понеслась, тараканы в голове нарцисса врубили виктимблейминг на всю.

Виктимблейминг — внушение чувства вины жертве, как способ манипуляции ею.

— Прости меня, он же мой муж.

У меня пульсирует вена на виске — это же твой муж, за что тут извиняться? Но такова природа жертвы. Кейт психует и впадает в истерику. Ее хорошо обработали и эмоционально покачали.

Что ж, раз Кейти посмела переспать со своим мужем, пока Хитклифа три года не было в ее жизни, надо бы и потриангулировать.

Триангуляция — вовлечение в коммуникацию жертвы с абьюзером третьих лиц, в целях манипуляции. Могут привлекать детей, бывших, родителей, новых жертв, посимпатичнее и поресурснее. Лишь бы эмоционально вас раскачать.

Хитклиф приходит в ее с мужем дом и начинает обхаживать сестру мужа. Кейти просит прекратить это, но он лишь называет ее идиоткой. Сдабриваем триангуляцию пробросом в негатив, жертве всегда очень больно после стадии идеализации впервые услышать грубые оскорбления в свой адрес. Параллельно Хитклиф продолжает реализовывать план уничтожения брата, спаивает и разоряет его.

Хитклиф играет чувствами новой жертвы — сестры. И издевательски спрашивает, что ей от него надо?

— А может меня привлекает дурное?

Сестре тоже надо срочно жалеть его страдающую душу, она тоже включает спасателя.

И вот опять, откуда это? Психология сестры не похожа на психологию жертвы, а ее брат — эмпат. Раньше такая больная «любовь» была прямо культ, вышка. Неужели только сейчас эти мифы начинают разрушаться?

В очередной визит Хитклифа в дом Кейти, ее мужа и его сестры, нарцисс сталкивает лбами девушек, пока обе рвут себе на голове волосы из-за него, он торжествует.

Потом муж Кейт, видя потасовку, выгоняет Хитклифа, но он при Кейти унижает мужа, чем сталкивает лбами и их. И снова торжествует!

После случившегося, муж остро ставит вопрос перед Кейти: или Хитклиф, или наш брак. Кейт склоняется к нарциссу, что очевидно, ведь там зависимость. Муж выгоняет её.

Но тут у меня закрадываются подозрения и насчет Кейти. Не нарц ли она? Поскольку после вопроса ребром от мужа, она заявляет, что беременна. По сути, манипулирует мужем за счет ребенка. И это срабатывает.
Нет, мне интересно, а что получается? «Я от тебя беременна, я останусь жить в твоем доме, буду твоей женой, пользоваться твоими богатствами и добротой (он правда был достаточно добрым персонажем), но на стороне буду зажиматься с Хитклифом»?

К Хитклифу продолжает бегать загазлайченная сестра.

Газлайт — способ манипуляции. Абьюзер всяческими способами искажает реальность жертвы, выдавая черное за белое, быстрое за медленное, грустное за смешное.


Он
внушает ей вину за то, что муж Кейти устроил днем в доме скандал. Сестра извиняется (да за что?) и сообщает, что Кейти беременна. Хитклиф в бешенстве выгружается на эту несчастную сестру. Но она уже в слиянии с ним и все это хавает.

Он берет ее в жены просто чтобы позлить Кейти. У Хитклифа с новой женой первый секс. Занятное зрелище. Девушка просит помочь раздеться, а он развязывает шнурки платья на ее спине, как на ботинках, после уборки коровника. Во время секса просит ее не смотреть на него (!). Утром, после брачной ночи, сестра просыпается опустошенной, Хитклиф даже не в постели, он уже одет сидит в кресле, мрачно смотрит на нее, как на предмет мебели. Сообщает ей, что пытался ее полюбить, но не может. Знакомая тема?

Я считаю, это подарок судьбы, если нарцисс вас сам бросает, ведь часто они не отстают до последнего вздоха жертвы.

Но жена в недоумении:

— Я лишилась дома, комфорта, друзей, чтобы стать твоей женой! Это все так унизительно, тогда я ухожу.

— Ты не вернёшься в тот дом. Ты вернешься в наш, а то про нас еще будут трепаться все вокруг (Только это и волнует нарца — священная репутация! К черту судьбы людей!)

— Наверняка в тебе есть ко мне жалость?

Во мне нет жалости.

А вот и очередная нарциссическая правда о себе.

Тем временем, Кейти уже глубоко беременна, ей все хуже и хуже, мужа не любит, ребенок не нужен, токсичный возлюбленный ушел пожирать другую жертву, пингов нет, гормональная ломка просто убивает Кейти.

Гормональная ломка — по сути рядом с абьюзером скачки гормонов стресса (адреналин и кортизол) постоянно сменяются гормонами счастья (дофамин). И когда абьюзер исчезает, исчезает и источник этих скачков, но к ним привыкаешь как к наркотику, и потому, когда их не случается, жертву может начать «ломать». Это часто становится причиной отката. Хочется бежать к нарциссу за новой порцией адреналино-дофаминовых американских горок.

В лихорадке, с 9-месячным животом, героиня сбегает в ночи из постели, в их с Хитклифом скалистое убежище, в бессознательном состоянии бредет по улицам в ливень и грозу. Он каким-то чудом «чувствует» ее (режиссер просто драматизирует, умоляю, не подумайте, что нарциссы правда могут «чувствовать», когда нам больно и плохо!) и бежит в их место, находит ее там, почти без сил.

Он прячет ее под скалами, она еле живая спрашивает, где муж, где я, то, се, пятое-десятое. А он говорит, что нет никакого нахрен мужа! Чистый газлайтинг.

Но на деле её ищут муж и служанка, и их голоса, как раз, уже слышны возле этого самого укрытия.

Честно говоря, я надеялась, что Хитклиф убьет себя и ее, что скроет их местонахождение и сбежит с ней, что запрет ее в темнице, но как-то нарциссически себя поведет. Но, уверена, моя бабуля лет 40 назад всплакнула бы над сценой, как Хитклиф выносит её на руках к мужу.
Что это за героизм? Великодушие нарцисса? Там где-то спрятались стражи его репутации? Зачем режиссер нас газлайтит и выдает нам токсика за рыцаря?

На следующий день Кейти умирает при родах. Служанка сообщает об этом Хитклифу. А вот теперь, узнаю нарца:

Я проклинаю ее. Хочу, чтобы ей не было покоя на том свете.

И орёт как зверь.

Возле гроба Хитклиф просит труп жертвы не успокаиваться и преследовать его. Вот это любовь! Вот на этом росли те, кто нас воспитал!

Что я думаю.

Опасное кинцо. Ненароком можно заблудиться в истинных мотивах нашего токсичного героя.

Но от того оно и интереснее для тех, кому надо поупражняться. Тут все не так очевидно. А чаще всего так и происходит. Сразу на первом свидании никто нос не разбивает и замечать надо более тонкие вещи.

Что думаете? Смотрели-читали? Делитесь мыслями в комментариях.

#абьюзер #психопат #нарцисс #тоскичныеотношения #грозовойперевал #психология