В русской истории образ столицы занимал писателей всегда, но особенно этот образ актуализировался в переломные этапы культурного развития. Когда поэты-романтики только осваивали поэтический язык и традиционные образы любви в начале ХIХ века ассоциировались с «алой розой». Как, например, читаем у Пушкина: «Доселе в резвости беспечной брели по розам дни мои ...» или «И с милой розой неразлучны, во мраке соловьи поют...».
Уже в переломную эпоху русского модернизма «алой розе» предпочитали «ослиный хвост». Меняется мир, меняются метафоры времени, любви, творчества. Особенно это было заметно в работах живописцев («Алая роза» — объединение московских художников-символистов. «Ослиный хвост» — группа молодых московских художников, отделившаяся от «Бубнового валета»).
Начала ХIХ и ХХ веков — это всплеск культуры, рождение новых форм в искусстве. Предлагаю Вам открыть для себя два центра в истории художественной жизни столицы, которые находились на Тверской: салон Зинаиды Волконской и Кафе поэтов «Домино».
Салоны в России появились не сами по себе, а благодаря тесным взаимоотношениям с Францией еще в середине XVIII века. Это был мир интеллектуальных споров, новых художественных открытий, место рождения творческой дружбы, а иногда и трагической любви.
В 1824 году княгиня Зинаида Волконская переехала в Москву и поселилась в доме на Тверской. Княгиня стала центром притяжения всех талантливых людей Москвы. Здесь бывали гении русской словесности и культуры того времени: М. Загоскин, П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, А. Грибоедов и А. Пушкин. Она превратила его в храм искусств. Всё в этом доме носило отпечаток служения искусству и мысли. Как утверждал П.А. Вяземский: «здесь все пропитано музыкой, …до чего ни дотронешься, раздаются созвучия, здесь стены пели».
Салон Зинаиды Волконской просуществовал всего 5 лет — с 1824 по 1829 годы. Так вспоминает А.С. Пушкин:
Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты…
А.С. Пушкин был здесь частым гостем. Читал свои произведения, выставляя их на строгий суд ценителей искусства.
После того, как З. Волконская покинула Россию, о салоне забыли. Мне кажется, даже намеренно. В начале века купец Елисеев открыл там роскошный магазин. После революции этот мир продуктовой роскоши получил наименование Гастроном № 1, и долгое время считался самым знаменитым гастрономом в СССР.
В 1918 году в части дома устроили квартиры. В 1935 в одной из них провел последний год своей короткой жизни Николай Островский.
И в комнатах, где когда-то поэты читали свои стихи, где шло становление русской литературы, теперь музей-квартира Н. Островского. Стерли из памяти центр притяжения муз. Грустно.
Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской
Просуществовавшее до 1925 года «Домино», новое место сбора московского художественного авангарда, нередко называли старым именем – «Кафе поэтов».
По словам Шершеневича, «кафейный» период русской поэзии, когда денег на печать стихов не хватало, а поэтов и гениев было пол-Москвы. «Голос победил орфографию».
Раньше здесь находился дом 18 по Тверской улице. А в нем на первом этаже — знаменитое кафе поэтов «Домино». Интересно, что на втором этаже висела вывеска лечебницы для душевнобольных, и мы в редакции всегда говорили: «Пойдем в сумасшедший дом».
Дом, где находилось кафе «Домино», был снесён во время реконструкции Тверской улицы (улицы Горького) во второй половине 1930-х годов.
Не обошлось без иронии судьбы, о которой писал А. Мариенгоф: «Я заметил, что чувством иронии иногда обладает и загадочный рок. Тот самый загадочный рок, с которым каждый из нас вынужден считаться, хотя бы мы и не верили в него. А я говорю это к тому, что над футуристической вывеской "Домино" во весь второй этаж растянулась другая вывеска – чинная и суровая. На ней черными большими буквами по белому фону было написано: "Лечебница для душевнобольных». Отрывок из книги: А. Б. Мариенгоф. «Бессмертная трилогия.» Варгиус, 2006.
Здесь встречались и выступали Ю. Анненков, В. Ардов, К. Бальмонт, А. Белый, Я. Блюмкин, С. Бобров, В. Брюсов, Е. Габрилович, С. Городецкий, С. Есенин, Вяч. Иванов, Н. Клюев, А. Мариенгоф, В. Маяковский, В. Мейерхольд, Б. Пастернак, В. Хлебников, М. Цветаева, В. Шкловский и другие.
В. Брюсов сочинил стихотворение, посвященное кафе:
Кафе «Домино»
М. Д. Ройзману
Не стратегом, не навархом,
Что воюют, люд губя, -
Лилипутным патриархом
Здесь я чувствую себя.
Авраамом длиннобрадым,
Что стада свои ведет
К водопою и к прохладам
На траве у мертвых вод…
Правда, часто стадо это
Склонно встретить пастуха
Не мычанием привета
А булавкою стиха.
Впрочем, разве эпиграмма,
Как ни остр ее конец,
Уязвляет Авраама?
Он мычащих всех отец, -
Пролетарской синей блузы,
Пиджаков и галифе,
Всех, кого приводят Музы
К папе Ройзману в кафе.
Закрылось кафе в 1925 году.
Кафе поэтов «Домино» было такое же яркое и запоминающееся, как и Кафе футуристов в Настасьином. Не так давно вышла книга о «серебряном веке» Москвы. Думаю, любителям этого периода жизни столицы будет интересно.
«Тени кафе "Домино"» Эдуарда Хруцкого
Ирина Мурзак
филолог, литературовед, театровед
доцент Департамента СКД и Сценических искусств ИКИ МГПУ