Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за предоставление недостоверных первичных статистических данных?
Отвечает Генеральный директор Центра Кокотов Борис:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие при осуществлении официального статистического учета.
При этом действие данного Федерального закона распространяется на респондентов, субъекты официального статистического учета и пользователей официальной статистической информацией.
Согласно ч. ч. 1, 9 ст. 8 указанного Федерального закона респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
При этом условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с п. 1 Положения о предоставлении в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (утв. Постановлением Правительства РФ от 18 августа 2008 г. № 620) (далее – Положение) данное Положение определяет условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета.
При этом согласно п. 6 указанного нормативного правового акта предоставлением недостоверных первичных статистических данных считается их отражение в формах федерального статистического наблюдения с нарушением указаний по их заполнению, арифметическими или логическими ошибками.
Субъекты официального статистического учета, в чей адрес предоставлены первичные статистические данные, при обнаружении недостоверных первичных статистических данных направляют в 3-дневный срок письменное (почтовой, факсимильной, электронной связью) уведомление респондентам, предоставившим эти данные. Респонденты, допустившие факты предоставления недостоверных первичных статистических данных, не позднее 3 дней после обнаружения этих фактов самими респондентами или получения письменного уведомления от субъектов официального статистического учета предоставляют субъектам официального статистического учета исправленные данные с сопроводительным письмом, содержащим обоснования для внесения исправлений и подписанным должностным лицом, установленным в соответствии с п. 5 Положения, или необходимые пояснения.
Необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КоАП РФ) непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тысяч рублей;
- на юридических лиц - от 20 тысяч до 70 тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются в т.ч.:
- добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
- предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
- добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда.
На основании изложенного направление исправленных данных в соответствующий государственный орган является обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица.
При этом в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, направление исправленной формы статистической отчетности может служить обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица.
С учетом изложенного, при условии квалификации судьей, уполномоченным органом или должностным лицом административного правонарушения в качестве малозначительного, юридическое лицо может быть освобождено от административной ответственности.