Что впервые вам приходит в голову, когда вы слышите такие слова, как самосбывающееся пророчество, самогипноз или искажение реальности посредством силы мысли? Эзотерика? Мистика? Бредни? Сейчас вы убедитесь в обратном и узнаете, как все эти слова связаны с психологией.
Умный конь Ганц
В конце девятнадцатого века некий преподаватель математики и коновод Вильгельм Фон Остин представил общественности своего "мыслящего" коня. Животное с точностью до 80% отвечало на вопросы и оперировало с различными математическими вычислениями. Само собой такой феномен привлек общественное внимание, и им заинтересовались ученные. Наконец, психолог-биолог Оскар Пфунгст приехал, чтобы убедиться в его правдивости. Он выяснил, что конь отнюдь не был наделен какими-то выдающимися умственными способностями, а все ответы выдавал реагируя на невербальные знаки хозяина и публики. Так, когда Ганц постукивал копытом и доходил до нужного ответа, люди непроизвольно выдавали его посредством еле уловимых жестов и движений. Поэтому, когда Пфунгст закрыл коню глаза, вся его гениальность исчезла. Впоследствии этот феномен назвали "Эффектом Умного Ганса ", и он подтолкнул ученных на более глубокие исследования в этой области.
Умные дети и крысы
В середине двадцатого века психолог Роберт Розенталь провел любопытный эксперимент: он поручил своим ассистентам исследовать две группы крыс, в одной из них по его словам были "умные" крысы, в другой – "глупые". На самом деле все крысы были одинаковы и никакими умственными преимуществами друг перед другом не обладали. Но тем не менее, по итогу исследования выяснилось, что крысы из "умной" группы гораздо лучше справлялись с поставленными задачами и быстрее проходили лабиринт.
В дальнейшем Розенталь со своей напарницей поставил второй эксперимент уже на людях. Случайным образом были отобраны дети и отданы на обучение в школу. Перед тем как оставить детей, ученные поделили их на две группы и осведомили учителей, что в одной из них ученики, прошедшие специальный гарвардский тест, и их IQ значительно превышает IQ обычных учеников из второй группы, хотя все были равны. В конце года Розенталь проверил результат: ученики, которые были представлены более умными действительно закончили год с большей успеваемостью!
Эффект Пигмалиона или Розенталя
На первый взгляд результаты этих экспериментов парадоксальны, но если изучить их более внимательно, то можно выявить их связь с психологией. Психологи объяснили это тем, что предвзятые и завышенные ожидания повлияли на конечный результат работы. Так в случае с крысами, ассистенты неосознанно создавали все необходимые условия для лучшего обучения "умных" крыс, а также выделяли им больше внимания и интереса, чем "глупым", которые большого научного интереса предоставлять не могли. Таким образом, крысы из первой группы лучше дрессировались и со временем действительно обгоняли вторую группу по показателям.
Схоже действовали и учителя, будучи уверенны, что ученики одарены. Им подсознательно уделялось больше внимания и сил. В свою очередь ученики, дабы оправдать надежды и затраты преподавателей более ответственно и вовлечено относились к учебе и в итоге достигали лучших результатов.
Во втором эксперименте есть нюанс, который несколько отличает его от первого – это возвратная реакция объекта на предвзятость к нему, которая повышает результативность эффекта. Этот нюанс явно прослеживается в еще одном эксперименте, который проводился на студентах. Их поделили по парам и сформировали две группы. В первой группе студентов убедили, что они нравятся своим партнерам, а во второй напротив – вызывают антипатию. Студенты, ожидающие симпатию от своих партнеров подсознательно делали все возможное, чтобы оправдать такое ожидание: общались в соответствующей манере и тоне, более открыто шли на контакт, шутили, показывали свои лучшие стороны и т. д. Такое поведение соответственно располагало к ним партнеров и аналогично убеждало их в симпатии собеседника, что в свою очередь влекло схожие ответные действия со стороны вторых и подтверждало изначальную уверенность первых. Возникал некий взаимообратный замкнутый круг социального взаимодействия.
Итак, происходило то, что в психологии называется самовыполняющемся пророчеством, когда человек будучи уверен в каком-то пророчестве непроизвольно достигает его выполнения посредством неосознанных действий.
Название эффекта дано в честь древнегреческого скульптура Пигмалиона, который, согласно мифам, создал из слоновой кости настолько прекрасную статую, что влюбился в свое творение. Он так долго лелеял ее и боготворил, что богиня Афродита, тронутая его любовью, оживила ее.
Самосбывающиеся пророчества
Этот феномен затрагивает очень многие области нашей жизни и применим в различных сферах деятельности, включая бизнес.
Так, любая история успеха берет начало с веры в достижение цели. Именно она определяет то, какие действия человек будет предпринимать в этом отношении. Но это довольно расплывчатый пример, который скорее всего лишь показывает наглядность работы самосбывающихся пророчеств, но не имеет с ними связи, так как человек намеренно действует в целях достижения результата.
Гораздо более уместен пример с историей банкротства банка Washington Mutual. В 2008 году распространилась ложная информация, что банк в скором будущем обанкротится. Люди поспешно стали снимать сбережения со своих счетов, что и повлекло за собой банкротство.
Таких примеров может быть множество, и они обусловлены отнюдь не только причиной массового распространения, когда информация о том, что цена на биткоин поднимется, или что туалетная бумага пропадет с прилавков, распространяется в сети, и это влечет подтверждающий результат. Пророчество может сбыться и от веры одного индивида: так, твердо веря словам друга, что получится завязать отношения с девушкой, индивид смело приступит к выполнению плана и добьется положительного результата. В свою очередь, если быть неуверенным в своих способностях и бояться сложности поставленной задачи, вряд ли получится ее выполнить.
Также, не стоит пренебрегать первым оказанным впечатлением на человека, ведь от него может зависеть плодотворность будущих отношений. Например, если убедить работодателя, что вы ценный сотрудник, то он сам будет делать все возможное, чтобы оправдать свои ожидание, что положительно скажется на вашей карьере. Стоит заметить, что от такого отношения начальника к подчинённым зависит и успех бизнеса в целом. Так, шеф, у которого, по его мнению, подчинённые – сплошные лентяи и бездари, неосознанно будет делать все возможное, чтобы ситуация выглядела соответствующим образом, в то время как директор, уверенный в персонале, создаст наиболее благоприятную обстановку и предоставит всю возможную помощь работникам, что повлечет за собой положительный результат.
Эффект Голема
Негативная сторона эффекта Пигмалиона названа в честь Голема. Именно им объясняется отрицательный результат заниженных ожиданий руководителей к подчиненным либо самих подчинённых к себе.
Суперспособность или нет?
Но вся ценность эффекта Пигмалиона теряется, когда раскрывается следующий печальный факт: им не получится воспользоваться, ведь он работает, лишь только, если по-настоящему верить в желаемую реальность. Из этого выходит, что с его помощью можно повлиять на окружающих, но не на самого себя, ведь обмануть себя не получится.
Но это отнюдь не значит, что вы должны с предвзятостью и недоверием относиться к человеку, и хмуриться в ответ на его улыбку, лишь только услышите от кого-то, что он не питает к вам симпатии, или бросать дело даже не начав, решив, что не осилите его, или решить, что день не задался, ударив с утра палец о ножку стула и увидев за окном грозовые тучи. Не предопределяйте результат, если он ничем не подтвержден и думайте обо всем исключительно в позитивном ключе. Счастья и удачи!