1. Cyberpunk 2077
Бюджет $330 млн.
Год выхода 2020
Разработчик CD Projekt Red
Издатель CD Projekt
Cyberpunk 2077, несомненно, самая дорогая игра CD Projekt Red, но приведенные здесь цифры достаточно приблизительные. В 1,2 млрд. злотых ($330 млн.) стоимость разработки оценили аналитики польского коммерческого банка BOŚ, сама же CD Projekt назвала пока лишь цифру в 448,5 млн. PLN ($121,09 млн.), потраченных к 30 июня 2020 г. на Cyberpunk 2077 и нескольких других еще не анонсированных проектов на ранних стадиях разработки. Кстати, мы до сих пор не знаем, какой процент из этой суммы получил в виде гонорара Киану Ривз. Или ему был обещан процент с продаж? Различие цифр, названных аналитиками и издателем, можно объяснить тем, что в отчете CD Projekt не учитываются немалые суммы, потраченные на маркетинг, который называют чуть ли не самым агрессивным со времен рекламы Halo 3 в 2007 г. И $330 млн. – это еще далеко не финальная цифра. Во-первых, с момента публикации отчета прошли весьма насыщенные полгода, во-вторых, после катастрофического релиза поляки вынуждены тратить время и ресурсы студии на исправление ошибок, откладывая выход дополнений и отодвигая новые проекты на более поздний срок. Ну и в-третьих, удаление игры из PlayStation Store обошлось CD Projekt в более чем $1 млрд. в стоимости акции. Учитывать ли эти потери в затратах на создание игры? Интересно, что предыдущая игра студии, The Witcher 3: Wild Hunt, обошлась полякам всего лишь в $81 млн. ($89 млн. в ценах 2021 г.), из которых $46 млн. ушло собственно на разработку и $35 млн. — на маркетинг. Обратите внимание на соотношение затрат на создание и маркетинг: учитывая, что Cyberpunk 2077 продвигалась намного агрессивней, названная выше сумма в $330 млн. выглядит вполне реалистичной. Уже к 20 декабря 2020 г. Cyberpunk 2077 продалась суммарным тиражом свыше 13 млн. копий. Из них на цифровые продажи пришлось 10,2 млн., сгенерировавших $609 млн. дохода, что дает нам приблизительный суммарный доход от всех продаж в $775 млн. По идее, этого достаточно, чтобы компенсировать затраты на разработку.
2. Star Citizen
Бюджет более $320 млн.
Год выхода TBA
Разработчик Cloud Imperium Games
Издатель Cloud Imperium Games
Легендарный долгострой Криса Робертса, в выход которого верится все меньше. Предварительные работы по проекту начались еще в 2010 г. В 2012 г. игра собрала на Kickstarter скромную сумму в $2,1 млн., а потом началось форменное безумие. На июнь 2020 г. фанаты космосимов, число которых Cloud Imperium Games теперь уже не указывает на главной странице сайта, вложили в еще не вышедшую игру и виртуальные корабли для нее около $300 млн. Кроме того, более $63 млн. компания привлекла в виде частных инвестиций. При этом расходы Cloud Imperium Games, мягко говоря, совсем немаленькие. Согласно отчету за 2019 финансовый год, вышедшему в конце декабря 2020 г., за 8 лет разработки студия потратила свыше $320 млн., из которых чуть больше $45 млн. ушло на маркетинг. У Star Citizen все еще нет точной даты релиза, и даже сюжетная однопользовательская кампания Squadron 42, которая должна была выйти еще в 2014 г., до сих пор не добралась даже до стадии беты. Так что у Star Citizen есть все шансы навсегда закрепить за собой первое место списка самых дорогих видеоигр в истории, в независимости от того, выйдет или не выйдет она в итоге.
3. Call of Duty: Modern Warfare 2
Бюджет $302 млн.
Год выхода 2009
Разработчик Infinity Ward
Издатель Activision
Самая дорогая и, пожалуй, лучшая часть серии Call of Duty – Call of Duty: Modern Warfare 2, обошлась Infinity Ward / Activision во внушительные 250 млн. ($302 млн. в ценах 2021 г.), при этом на саму разработку пришлись весьма скромные $40-50 млн. — более $200 млн. издатель вбухал в маркетинг. Впрочем, Activision умеет считать деньги. Modern Warfare 2 разошлась суммарным тиражом 22,7 млн. копий и с легкостью компенсировала издателю все затраты. Только за два первых месяца продаж игра заработала больше $1 млрд. Напомним, что в марте 2020 г. мы получили обновленную версию игры без мультиплеера – Call of Duty: Modern Warfare 2 Campaign Remastered. Только за первый месяц продаж ремастер разошелся тиражом еще в 3,4 млн. копий. Совсем неплохо для игры десятилетней давности.
4. Grand Theft Auto V
Бюджет $296 млн.
Год выхода 2013
Разработчик Rockstar North
Издатель Rockstar Games
Одна из самых продаваемых игр всех времен и народов, которая продолжает приносить прибыль даже семь лет спустя релиза. На февраль 2021 г. Grand Theft Auto V достигла суммарного тиража в 140 млн. копий и это без учета бесплатной раздачи на Epic Games Store. Разработка GTA V длилась пять лет и обошлась Rockstar примерно в $137 млн., еще $128 млн. ушло на маркетинг, что суммарно дает $265 млн. или $296 млн. в ценах 2021 г. Только за первые сутки продаж игра продалась тиражом в 11,21 млн. копий и принесла Take-Two Interactive, владельцам Rockstar Games, около $815 млн. дохода.
5. Star Wars: The Old Republic
Бюджет $232 млн.
Год выхода 2011
Разработчик BioWare
Издатели Electronic Arts, LucasArts
Бюджет амбициозной MMORPG Star Wars: The Old Republic от BioWare называли раздутым еще в 2011 г. На момент релиза игра находилась в разработке уже 5 лет и ее запуск получился, мягко говоря, сумбурным. По оценкам 2012 г., на создание The Old Republic ушло от $150 до $200 млн., и если прибавить к этому неназванную маркетинговую долю и затраты на поддержание проекта в течение вот уже 10 лет, то наверняка набежит больше, чем у Cyberpunk 2077 или Star Citizen. К сожалению, этой информации у нас нет. Сервера Star Wars: The Old Republic все еще работают, а самое свежее обновление Onslaught (седьмой большой апдейт игры на текущий момент) вышло в октябре 2019 г. Тогда же Electronic Arts объявила, что с момента релиза MMORPG принесла более $1 млрд. дохода.
6. Marvel’s Avengers
Бюджет $175 млн.
Год выхода 2020
Разработчик Crystal Dynamics
Издатель Square Enix
Один из самых крупных коммерческих провалов последнего времени. Попытка создать Destiny без пушек, но с супергероями Marvel, обернулась катастрофой, которая может похоронить легендарную студию Crystal Dynamics. Судя по финансовым отчетам, Square Enix влила в разработку этой игры $175 млн., и неудовлетворительные продажи проекта (цифры пока не раскрываются) уже привели к операционным потерям в $63 млн. После в целом неплохого старта игра, задуманная как сервис, быстро сдулась. И несмотря на то что Crystal Dynamics продолжает выпускать регулярные обновления и даже новых персонажей, число игроков в Сети сейчас редко дотягивает до 1 тыс. человек – для игры-сервиса это приговор. Тем не менее, издатель все еще пытается реанимировать Marvel’s Avengers, запланировав выход версии для PlayStation 5 и Xbox Series X/S на 18 марта 2021 г. Честно говоря, в успешность этого предприятия верится с трудом.
7. Halo 2
Бюджет $164 млн.
Год выхода 2004
Разработчик Bungie
Издатель Microsoft Studios
После успеха Halo: Combat Evolved, оказавшейся одной из тех игр, что продали пользователям самый первый Xbox, бюджет сиквела был существенно увеличен. По словам Чипа Педерсена, работавшего на тот момент в игровом подразделении Microsoft, на разработку было потрачено около $40 млн., очень немало как для 2001–2004 гг., в то время как на маркетинг ушло в два раза больше – $80 млн. Суммарные $120 млн. дают нам $164 млн. в ценах 2021 г. Halo 2 стала самой продаваемой игрой первого поколения Xbox и позволила Microsoft укрепить свой игровой бренд. Общий тираж Halo 2 по состоянию на май 2006 г. превысил 8 млн. копий. Как мы знаем, за ней последовало еще 13 игр франшизы, причем не только шутеров от первого лица, а прямо сейчас к релизу готовится шестая часть основной серии – Halo Infinite, выход которой запланирован на конец 2021 г.
8. Destiny
Бюджет $153 млн.
Год выхода 2014
Разработчик Bungie
Издатель Activision
Еще одна игра Bungie в списке. После Halo 2 и Halo 3 студия доказала, что ей можно доверить серьезный бюджет, и Activision решила рискнуть. По словам CEO Activision Бобби Котика, издатель планировал потратить на разработку и маркетинг первой Destiny аж $500 млн., что сделало бы ее самой дорогостоящей игрой всех времен и народов. Bungie опровергла это заявление, сказав буквально «и близко не $500 млн.», и отметив, что речь шла не об одной игре, а скорее о долгосрочных инвестициях. Сейчас принято оценивать бюджет первой Destiny в $140 млн. ($153 млн. в ценах 2021 г.), но какая сумма сверх этого была потрачена на маркетинг, так и неясно. В любом случае, предусмотренные контрактом четыре игры Bungie так и не сделала, и через два года после релиза Destiny 2 разорвала отношения с Activision, начав развивать игру самостоятельно.
9. Dead Space 2
Бюджет $143 млн.
Год выхода 2011
Разработчик Visceral Games
Издатель Electronic Arts
Все три части космического хоррора Dead Space собирали многочисленные награды, положительные отзывы прессы и восторженные комментарии игроков… и все три провалились в продаже. Даже удивительно, что Electronic Arts так долго поддерживала этот проект. Самый большой бюджет оказался у второй части трилогии, на которую EA выделила аж $120 млн. ($143 млн. в ценах января 2021 г.), поровну разделив их между производством и маркетингом. Несмотря на то что только за первую неделю игра разошлась тиражом в 2 млн., а позже было продано еще столько же копий, окупить раздутый бюджет она не сумела. Продажи вышедшей в 2013 г. Dead Space 3 оказались еще хуже, а после неудачной Battlefield Hardline (2015) и отмененного проекта по «Звездным войнам» студия Visceral Games прекратила свое существование, пополнив коллекцию «трофеев» EA.
10. Final Fantasy VII
Бюджет $131–238 млн.
Год выхода 1997
Разработчик Square
Издатели Square, Sony Computer Entertainment
Final Fantasy VII – легендарная «Финалка» для первой PlayStation, с которой для многих началось знакомство с серией Final Fantasy и jRPG в целом. К сожалению, точных цифр по разработке Final Fantasy VII нет и оценки затрат отличаются почти в два раза. Так бюджет самой разработки оценивают в $40-45 млн., а вот суммы, потраченные на маркетинг, варьируются от $40 до $100 млн. Если брать самые «оптимистичные» оценки, то выпуск игры обошелся в $238 млн. по ценам 2021 г., что переместило бы ее на пятое место в данном списке, мы будем ориентироваться на более консервативные цифры в $40+40 млн., что даст нам $131 млн. с учетом инфляции. Final Fantasy VII, которая вышла позже на Windows, iOS, Android, PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch, на август 2020 г. разошлась суммарным тиражом в 12,8 млн. В мае 2020 г. мы получили творческое переосмысление первой части игры – Final Fantasy VII Remake.