В комментариях к статье об акварелях Джона Салминена зашла речь о екатеринбургском рынке Таганский ряд — есть у нас такое известное место, сейчас объединяющее огромный вещевой рынок и несколько торговых центров, своеобразный мини-город. Я не была там уже несколько лет, а раньше, в 90-е и начале 2000-х, довольно часто наведывалась: там многое можно было купить существенно дешевле, чем в магазинах. Правда, и риски определённые при этом были. Так, однажды у меня там разрезали сумку и вытащили кошелек с полученной накануне зарплатой. А в другой раз знакомой проехали по ноге тяжёлой тележкой так, что на ногу пришлось накладывать гипс. Теснота, антисанитария, постоянные крики "Посторонись" и высматривание, куда бы отпрыгнуть. В общем, колоритное было место.
И вот в связи с этим вспомнился мне рисунок Алексея Рыжкова — популярного в Екатеринбурге художника.
Да, на рынке торговали свадебными платьями. И часто развешивали их высоко над головами проходящих. А если кто-то заинтересовывался товаром, то доставали висящие высоко вещи с помощью длинных шестов. На рисунке узнаваемы силуэты завода ВИЗ-Сталь, видно, что Таганский ряд — своеобразный город в городе. Рисунок, видимо, создан в конце 90-х или начале 2000-х.
Вспомнив об Алексее Рыжкове в связи с этим рисунком, я решила показать и другие работы художника, посвященные Екатеринбургу. В них замечательно переданы настроение и атмосфера города.
Но сначала небольшая справка.
Алексей Маркович Рыжков родился в 1961 году в Нижнем Тагиле. В 1982-м закончил Свердловское художественное училище. В 1995-м - факультет истории искусств УрГУ. С 1987-го участвует в городских, региональных и международных выставках. Занимается станковой и книжной графикой. Преподаёт в детской художественной школе.
В связи с получением Бажовской премии в 2012 году Алексей Рыжков дал интервью "Российской газете" , в котором есть ответ на вопрос, когда и почему он стал рисовать Екатеринбург.
РГ: А когда вы начали писать Екатеринбург?
Рыжков: Я тогда был уже очень взрослым человеком, мне было уже за 30. Я пытался рисовать и так и эдак, но больше всего откликов я почувствовал, когда в 1994-м начал рисовать екатеринбургские пейзажи. Люди любят город, в котором живут. Это особенность нашего мегаполиса, не везде так. Психологические характеристики можно считывать с фасадов домов, потому что они очень похожи на лица и у каждого есть не только своя биография, но и своя судьба. Прожив в этом городе много лет, можешь уже угадать, не только что было, но и что будет с этим домом в будущем. И дома становятся как живые. Мои пейзажи начали нахваливать, а когда в 96-м сделал первую персональную выставку, она имела успех. А главное - мои работы стали покупать, и я понял, что могу на эти деньги прожить.
Свердловчане любят Алексея Рыжкова и его рисунки. Надеюсь, читателям тоже понравится Екатеринбург, нарисованный Алексеем Марковичем.
На рисунке лишь одно высокое здание — бывший обком партии. Сейчас там построено множество небоскрёбов. Город постоянно меняется и, увы, не всегда к лучшему. Часто, не считаясь с мнением общественности, сносят дома, являющиеся историческими памятниками. Например, вчера ночью было снесено здание бывшего аэровокзала "Уктус", построенное в 1937 году в стиле неоконструктивизма. Приведённый ниже рисунок затрагивает печальную тему сноса исторических зданий.
Вот и недостроенная телебашня была взорвана и снесена в 2018 году. Алексей Рыжков часто изображал её. Вот, например, на рисунке 2013 года можно увидеть башню недалеко от здания цирка.
Несколько лет назад, когда башня ещё стояла, Алексей Рыжков говорил:
У Хокусая есть серии гравюр с видами горы Фудзи. Эта гора видна сквозь волны, рыбачьи лодки, строительные леса… У меня наберется десятка полтора видов телебашни и, думаю, какое-то количество я еще успею написать...
Башня «выросла» на моих глазах, и это было чудом. В нашем городе это объект, который трудно не заметить. Башню видно отовсюду, она очень эффектна и вблизи со своими глазками-окошками. У нее как будто одиннадцать пар глаз, и она, как живая, на нас смотрит. Когда-то у меня была мастерская рядышком с башней, на берегу Исети. И каждый день я проходил мимо неё...
Здесь на фоне башни изображён восстановленный Троицкий собор.
Улица Декабристов находится совсем недалеко от места, где располагалась башня. Можно было дойти за 5-10 минут.
Нет больше башни. А больница в Зелёной Роще заброшена.
А ниже изображён дом по улице Чапаева, 11. В нём жил писатель Павел Петрович Бажов, автор "Малахитовой шкатулки".
Сейчас в доме музей Бажова. На картине под номерным знаком можно увидеть мемориальную доску. А на дороге, которая словно бы сделана из малахита, стоит сам Павел Петрович. И ящерки с коронами на дереве, и дым из трубки, которую курит писатель-сказочник, тоже превращается в ящерку.
А на картине ниже на крыше дома-музея — Серебряное копытце, выбивающий камни-самоцветы. А на дороге, видимо, сидит кошка Мурёнка.
Далее — улица Карла Либкнехта. Магазин-музей Метенкова, за ним здание музыкального училища имени Чайковского, которое в народе именуют "чайником". Ну и памятник Петру Ильичу.
Первый снег, выпавший в октябре лет двадцать назад:
Ледовый городок зимой 2012-2013 гг. на площади им. 1905 года — главной площади города. Слева от ёлки памятник В.И. Ленину.
Вознесенская церковь, а через дорогу от неё — Храм на Крови. Между храмами, на той стороне, где Вознесенская церковь, можно заметить памятник комсомольцам Урала. Памятник расположен так, будто бы комсомольцы идут из одной церкви в другую.
Рыжий кот наблюдает за всем этим с крыши.
Вот он, памятник комсомольцам Урала. На фоне Вознесенской церкви. Всё это на Вознесенской горке.
Водонапорная башня на Плотинке (так горожане называют плотину городского пруда, место, где начал строиться железоделательный завод, с которого и начал своё существование город Екатеринбург). На рисунке дождливый день. Яркие зонты скрашивают непогоду.
Памятник основателям города — В.Н. Татищеву и де Геннину.
Городской пруд.
Белая башня на Уралмаше. Водонапорная башня является памятником конструктивизма.
Фонтан возле театра Драмы. Излюбленное место скейтеров.
А это вид из окна квартиры художника. Городок милиции — комплекс домов, построенных в 30-е годы.
Река Исеть.
Театр оперы и балета имени А.В. Луначарского.
Памятник Г.К. Жукову перед зданием штаба Уральского военного округа (сейчас — Центрального).
Дом с башней на улице Свердлова, памятник паровозу Черепановых в сквере возле ДК железнодорожников.
Здание на углу улиц Малышева и Розы Люксембург.
И напоследок виды Литературного квартала.
Больше рисунков Алексея Рыжкова можно увидеть в сообществе "Нарисованный Екатеринбург", а также на странице художника в сети "вконтакте".