Найти в Дзене
О технике и не только.

...На зимник я больше не ногой! Часть 2.

…Сегодня зимник идёт по Верхненельдину, после Ломбовож, и далее Хурумпауль. Накатан хорошо, можно немного и притопить. КамАЗ нормально бежит, и даже весело, наверное моё настроение ему передалось)). Глянул в зеркала, вся наша маленькая колона идёт ровно. Ну и отлично.

Верхненельдину проскочили играючи. Но скоро будет «веселее». Зимник уходит вниз, в долину реки Ляпин. Аккуратно заходим на лёд. Дистанцию держим большую. В коробке третья пониженная.

А это что там виднеется? Вроде как грузовик в лёд вмёрз, аж в жар слегка бросило. ЗиЛ-131, скорее всего геологов, у них таких много. Не сильно и вмёрз. Задняя колёса по правой стороне только ушли. Чур, чур меня! Пойду потихоньку, переключился на 2-ю повышенную.

Навстречу бензовоз ТАТРА-148 катит, больно уж яро он вваливает. Парень ну вот куда ты так спешишь?! На дуге ещё сбрасываю скорость, как там наши? Гоша, Эдик, вот и Валера показался.

-Гриша ты видал что «Шумахер» на ТАТРЕ исполнял?

-Видел.

-Он по дуге чутка в занос не ушёл! Отчаянный.

-Да главное что бы не зацепил ни кого, или сам не улетел.

Вечером остановились, так сказать вечерняя оперативка.

-Парни в прошлом году здесь на реке, недалеко, островок был, место хорошее, давайте там заночуем? Льда там нет, земля.

-Веди Гриня.

Наступила ночь, фары хорошо освещают дорогу, еду не спеша, хотя и хочется газку прибавить, дорога позволяет, не буду, опасно. Вот она знакомая поляна на островке, но занята.

Там стоит «Форвадер» но не со всем обычный, а переделанный в бензовоз: крановой установки нет, коников тоже, вместо них ёмкость. КамАЗ, с морским контейнером в кузове, рядышком с ним. Подъехали, остановились.

-Привет мужики.

-Здорово.

-Не помешаем?

-Да милости просим, место всем хватим, размещайтесь.

На «Форвардере» двое манси, везут бензин к своим соплеменникам, в общину. Водочкой от них хорошо так наносит. Ходят вокруг КамАЗа, вроде как помогают, но в таком состоянии от них помощи, как от koзлa молока. Главное что не мешают.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

А на КамАЗе оборвало привод гидромуфты, экипаж ремонтом занят, вернее уже собирают. Ну всё равно помогли, не лето же. КамАЗ-53228 полноприводный, он как раз на Ясный идёт. Договорились что вместе покатим. Шофёров зовут Саня и Юрка, обоим и сорока ещё нет .

Уже ночью запустили мотор на КамАЗе, батареи слабоваты у него, дали «прикурить». Нормально, всё работает как надо.

-Спасибо парни, ну что ужинаем вместе?

-Почему нет, у нас даже кое-что есть, «Кедровка».

-Ну можно и «Кедр» ваш попробовать, пошли в кабину.

Манси уже к тому времени перестали бродить, и спали в своём «Форвардере» крепким сном. Мы вшестером кое-как устроились в КамАЗе, в тесноте да не в обиде, поели, слегка «Кедр» надпилили)), да по кабинам разошлись.

Утром как обычно завтрак, осмотр машин, решили кто за кем идёт. Манси уже в своём бензовозе опохмеляются. Мы выехали на зимник. КамАЗ-53228 теперь первым идёт, всё-таки 6х6, я за ним, ну и за мной как обычно «Урал», МАЗ, и «Бычок».

Вокруг красотища просто. Снег, на ярком солнышке, переливается, как буд-то кто-то на нём драгоценные камушки рассыпал. Но сильно ею некогда любоваться, красотой этой, почти всё время в напряжении, да ещё и морозяка давит, ночью чуть ли не -50 было, днём отпустило, но всё равно в районе -40 мороз держится.

Весь день шагали почти что без остановки, останавливаться на льду, как-то страшновато. После захода солнца усталость всё сильнее накатывала, и даже чувство страха, и опасности ушли далеко на задний план. Спать, вытянуть ноги на спальнике и, спать, самое сильное желание сейчас...

Ночью дошли до намеченной точки, до Саранпауля. Наконец-то стоянка!

-Ну что мужики пошли ко мне в «хату», ужинать. –предложил Гоша.

-Вы идите пока, а мы сейчас деликатес притараним. -ответили КамАЗисты.

Поставили чайник кипятить, нарезали колбасы, хлеба.

-Принимайте харч! –подал большую, замороженную и толстую как полено, рыбину Сашка.

-Ща строганину организуем.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

Снова в тесноте да не в обиде, кто разувшись на спальник залез, кто на сидениях. «Стол» украсили надпиленным «Кедром», ну и ещё одну бутылky из заначки вытащили.

Юрка достал большой и острый нож. Сабля, а не нож, только длинна клинка поменьше)). И стал им делать строганину, складывая ломтики на поднос, на нём уже маленький, пластиковый контейнер со смесью перца и соли, рядом уксус. Макаешь ломтик строганины в уксус, потом в смесь, и в рот закидываешь… Вкуснотища! Да ещё и под «Кедровку»! По телу сразу же тепло приятное пошло и расслабуха! Ох и хорошо!))

А за окном мороз, снег, дизеля урчат, выхлоп столбом стоит. Небо высокое, звёзды яркие, как светодиоды. От сытости и «Кедровки» на сон стало сильно клонить. Не сговариваясь закончили ужин, убрали всё, и по кабинам разошлись. Завтра решающий, и сложный день предстоит. Спать!..

Утром проснулись, мороз чуть отпустил, примерно до -32. Ставим цепи. Сейчас нам на Ясунт не надо. Уходим в право, и потом чуть левее за Исунт (летняя стоянка оленеводов манси).

Дорога всё хуже и хуже. Перемёты начались. Даже наш лидер, полноприводный КамАЗ-53228, всё чаще сдаёт назад и с разгона пробивает снежную преграду. А бывает только с третьего раза получается прорваться. Я за ним…

Мы уже и счёт потеряли сколько, и кто кому помогал. Кого не таскали, так это КамАЗ "Афганец", и «Урал». Почти за полные сутки мы прошли аж 94 километра, солярки сожгли прилично и даже очень. Поздно ночью, можно сказать под утро, пробились мы на метеостанцию. Место это называется Ясный. КамАЗ "Афганец", на стал останавливаться, а куда-то дальше пошёл, чтобы соляру зря не жечь. Да и двое их, шофёров.

Встали на площадке возле метеостанции. Нас уже встречают двое молодых мужиков, не более 30 лет обоим.

-Здрасьте вам, я Лёша, метеоролог. –пожал он нам всем руку.

-Меня Юрой звать, а я дизелист тут.

Мы по очереди тоже представились.

-Ну что мужики пошли на станцию, или вы ещё свежим воздухом не надышались. –пошутил метеоролог.

Лёша пока на стол собирал и чайник ставил, дизелист опять наружу вышел. За ним и Гоша подался. Юра вернулся с большим куском варёного мяса, походу оленина. Гоша вернулся.

-Ну за наше приехало, и за знакомство не грех и усугубить чуток. –с этими словами Гоша достал из-за пазухи бутылку водки, и торжественно водрузил её на середину стола. -Вот, как НЗ её хранил.

Сели за стол, помаленьку выпили и на еду навалились. Только по второй налили, как в дверь вошёл мужик в годах. Традиционное рукопожатие и знакомство, это Василий, он на станции радист. Скинув верхнюю одежду Вася присоединился к нам.

Утолив голод, kyрящие вышли на свежий воздух. Мы с Василием остались вдвоём за столом.

-А на Ясунте станция побольше будет, и вроде как более обжитая.

-Ну так она ещё и как перевалочная, да намного новее нашей. –ответил Вася. –А эта ещё 50-х годов прошлого века, в начале 90-х её просто забросили. А вот сейчас усиленно за Север взялись, вот и восстанавливают старые и заброшенные. Новое, современное оборудование завозят, вон в «Бычке» который с вами пришёл, там же компьютеров, и прочей аппаратуры на миллионы!

-И даже так?! А что же всю эту драгоценность, да в такой неказистый грузовичок загрузили? Чудно!

-А кто его начальство поймёт, чё у них за стратегия с тактикой такие. –улыбнулся радист. -А не ты ли в том году на древнем КамАЗе заходил к мужикам на Ясунт, по-моему в самом конце сезона?

-Ага, было такое.

-Теперь вспомнил, был как-то разговор.

Вернулись парни. Пока мы сидели я узнал у Васи приблизительный график завоза, по какому маршруту колонны ходят, да и вообще где лучше проехать, а в какие места лучше и не соваться.

Добили мы, что было в бутылке, откуда-то появилась ещё одна. Я спросил где можно лечь спать.

-Так в соседней комнате, там кровати, это наши, а откидные полки для гостей. Но они ничем не хуже, но может чуть жёстче, выбирай любую. –ответил Юрка. –Пошли я тебе матрац, подушку и одеяла выдам, одно тебе как простынь, а вторым укроешься.

Уснул я едва только лёг, усталость, напряжение, особенно последних суток, сделали своё дело, да ещё и вoдочka, хотя выпил я её совсем уж немного.

Проспал я почти что сутки, спасибо мужикам никто не мешал, и не будил меня.

Вышел наружу, резко потеплело, да прилично, наверное до -30, а то и больше будет.

Видно, что метеостанция подзапущенная, но восстанавливают же её, а вон и радиомаяк стоит. Вернулся на станцию.

Коллаж для примера.
Коллаж для примера.

-Кран для выгрузки я у геологов запросил, отправили, сказали, что за сутки к нам дойдёт, так что ждём мужики. –обрадовал нас Вася.

Пришёл кран, на базе КрАЗ-257. Температура вообще почти что летняя -21 всего на градуснике. Начали выгружаться.

Лёша метеоролог нервничает:

-Парни, поторопитесь! Циклон надвигается, скоро здесь будет!

-А как с толщиной льда по нашему маршруту?

-Метр, а то и по более будет, торопитесь парни!

-Понятно, ещё с полчаса, и уйдём...

Прощальный рёв «воздушков» и ходу отсюда, и чем быстрее, тем лучше. Машины весело бегут, пустые же. Раз гружённые сюда дошли без проблем, то уж порожняком и подавно выскочим.

А вот обратно Госпожа Удача показала нам, что рано мы обрадовались…

Продолжение следует...

Ссылка на первую часть здесь.

Рассказ написан по воспоминаниям Григория Гусарова автором канала "О технике и не только"

Спасибо огромное всем за внимание! Не забывайте пожалуйста ставить "лайки", помогите продвинуть канал, ваши оценки и внимание очень важны для меня

Всем, а особенно шофёрам спокойных дорог, отличных заработков , берегите себя и своих близких ! Ещё раз спасибо !

Добровольная благодарность автору за его труд:

Рассказ художественный, но основан на вполне реальных событиях.

Все коллажи созданы автором, фото позаимствованы из интернета и общедоступных источников.