Рассмотрим формулу из сутры Сердца:
форма есть пустота
пустота есть форма
нет формы без пустоты
нет пустоты без формы
Пустота — это отсутствие самобытия, а значит относительность, взаимозависимость, обусловленность. Форма — это явление, вещь. Из первого утверждения следует, что явления существуют в отношении с другими явлениями, а не сами по себе. Из второго — что эта относительность существует в явлениях, присуща любому из них. Третье утверждение говорит, что не может быть безотносительных явлений. Четвертое — не может быть относительности без явлений.
Чтобы было отношение должны быть участники этого отношения. И эти участники должны быть вполне определенными. Ведь отношение, это всегда отношение чего-то с чем-то, каким-то образом. И понятие формы в полной мере отвечает этому требованию. Ведь форма предполагает определенность и ограниченность.
А откуда берется эта определенность? Видимо, с точки зрения учения о пустоте, она создается отношениями. Но отношения уже должны быть определенными, как и их участники. Т.е. отношения создают не те определенности, которые есть, а новые на основе имеющихся.
Таким образом отношения необходимы для создания форм, но опираются на те, что уже есть. И здесь уместно спросить, что первично — форма или относительность-пустота? Получается, что они друг друга создают — формы создают отношения, отношения — формы. Но, раз отношения требуют определенности, то, видимо, приоритет окажется за некой первоформой, как-то задающей отношения.
Или отношение первично форме? Тогда непонятно отношение чего с чем. Выходит форма первична отношению. Но может есть что-то до формы, что ее и формирует? Можно предположить, что это единичность. Ведь любая форма единична. Там где есть предел и определенность, там есть и единичность. Быть единичным — значит быть определенным, оформленным.
Отсюда следует, что любая форма — это единичность. И, похоже, единичность и задает всему определенность. Уберем единичность из формы — и форма исчезнет, потеряв свой предел. А может наоборот — определенность создает единичность?
Почему единичность правильно поставить перед формой? Единичность — это единица, единое, это нечто простое и первое. А форма не есть что-то абсолютно простое и потом форм много, а единое одно.
Что первично сложное или простое? Наверно простое, т. к. сложное состоит из простого. А что первично многое или единое? Должно быть единое, т. к. оно будет условием существования многого. Ведь многое — это множество единичностей, которые единичны потому что единичность уже есть.
Итак, форме предшествует единое. Но тут еще есть какой-то фактор, который вместе с единым создает форму. Видимо, этим фактором будет не-единое. Единое и не-единое создают форму. А что такое не-единое, откуда оно взялось?
Не-единое — это иное единому. Притом полностью иное единому. Многое тоже вроде как иное единому, но не полностью, ведь многое состоит из единичностей, а значит причастно единому. Многое это и есть формы. Значит форма создается единым и абсолютно иным ему. Таким образом первоформа это все же результат отношения, но того что формой не является, а предшествует ей.
Т.к. единое первично всему, то оно не имеет никаких границ, беспредельно и полностью свободно. Свободно стать иным. Ничто этому не препятствует. Вот вам и абсолютная инаковость единому. Потом единое соединяется с иным себе и задает предел этой инаковости, — так возникает форма.
Получается, что отношение первично форме, но вторично единому и его полной инаковости, которые и создают первое отношение. И если пустота это отношение — то вот оно, в своей изначальности. Но это еще не всё.
Пустота как относительность предполагает, что явления будут полностью пустыми от себя. Они будут в ином, в отношениях с другими явлениями, но в себе и самими собой они не будут. Отсюда следует, что такая абсолютная относительность будет инаковостью вещи себе. А эта инаковость вполне соотносима с инаковостью единого, о котором шла речь выше.
Там была инаковость единому, а тут инаковость себе. Что такое быть собой? Это быть тождественным себе. Разве явления не имеют тождества с собой? Если бы у них не было тождества, то их просто не было. Они бы просто без остатка растворились бы в ином. Тождество с собой задает предел себе, определенность.
Т.е. явление не только обусловлено иным, но и собой. И это такая центростремительная сила, не дающая вещи распасться, размыться в инаковости. Эта самообусловленность держит вещь и делает ее определенной, а значит единой. Таким образом, отрицание единого и отрицание определенности вещи, ее самости ведет к одной и той же инаковости.
Воззрение о пустоте предполагает, что самобытие невозможно. Да, абсолютное самобытие невозможно. Что-то самозацикленное, оторванное от всего… Если оно одно, то будет обусловлено единым, если множественно, то многим. Т.е. любая характеристика сделает ее обусловленной этой характеристикой.
Но и полагать, что всё абсолютно обусловлено другим и полностью теряется в отношениях — другая крайность. Абсолютно обусловленное также невозможно, как и абсолютно самосущее. При абсолютной обусловленности иным ничего кроме абсолютного иного у нас не будет. Т.е. не будет ничего.
А не будет ли единое самосущным? Нет, не будет. Чтоб быть самосущным надо самого себя обуславливать. А для этого надо в некоторой мере раздвоиться. Что для абсолютного единого исключено. Поэтому оно и не тождественно себе, ведь тождество тоже предполагает двойственность.
Короче, о таком едином ничего нельзя сказать. Любое высказывание о нем вносит двойственность. Это просто единое и всё. Ничего нельзя сказать и о полной инаковости единому. Ведь у него нет ни единичности, ни предела. Что можно сказать о неопределенности? Только то, что это ничто.
Остается констатировать, что единое и ничто в основе всего, а всё существует как относительно самосущее или как относительно обусловленное. Когда больше самобытия, то можно говорить о первом варианте, когда меньше — о втором.
Форма же есть не только пустота, обусловленность иным, но и самообусловленное целое, причастное к единому, обретающее в нем свою определенность.