В детстве мне довелось прочитать книгу Александра Абрамова "Десять моделей", которая открывалась рассказом "Путешествие на геликомбиле".
Сюжет рассказа прост: персонаж, от имени которого идёт речь, собрался куда-то слетать на геликомбиле, аппарате, который причудливо сочетает в себе свойства самолёта, вертолёта, катера и подводной лодки. По пути у него случился отказ, из-за которого ему пришлось остановиться для ремонта, а потом - продолжить свой путь.
Если рассматривать этот рассказ, как художественное произведение, то сказать про его ценность сложно: он написан только для того, чтобы "растормошить" воображение юного читателя. Сейчас, когда с момента написания рассказа прошло никак не менее 78 лет, (автор умер в 1943 году), модели, описанные в книге кажутся архаизмом, в книге предлагалось самому изготовить даже линейку...
Но каков геликомбиль!
Думаю, никто бы не отказался от такого!
Итак, что можно сказать об аппарате глазами современного "железочника", имеющего склонность к "заклёпничеству"?
Первое, что бросается в глаза - своеобразная форма руля направления. Очень напоминает Хаукер "Хантер" 1951 года. Кто у кого "срисовал" - вопрос праздный: геликомбиль описывается не позднее 1949.
Вносит некоторую "смуту" и опознавательный знак. Если "первоисточник" был в СССР, то почему ОЗ - не привычная звезда, а круглый? Без точки внутри кольца, насколько я помню, в те времена были только у Союзников на Тихоокеанском ТВД (красную точку закрасили, чтобы перепуганные зенитчики не начали лупить по своим, подумав, что это - японцы). Но и у них - круг наносился на фюзеляж, а не на киль/руль направления!
Укладка консолей крыла вдоль фюзеляжа/корпуса - решение вполне логичное. Правда, рассказывается и о телескопическом складывании крыла в полёте, а как сделать складным лонжерон - неведомо...
Внешний вид мы уже оценили. Теперь, как положено, заглянем в кабину.
Не очень понятно, где находится "руль/ручка управления/штурвал". Очень похоже, что художнику сложно было представить, что и как нужно рисовать. Да и представления у писателя о системе управления...
Не будем придираться у представлениям Александра Абрамова:
Мечтать, так мечтать!
Прежде всего, привлекает универсальность аппарата, достигнутая за счёт появления новой энергетики. В рассказе упоминаются только электродвигатели, а аккумуляторы "размером с два томика "Большой советской энциклопедии" (60×90 1/8 = 20,5 х 26 см) размещались под креслом. При этом они обеспечивали двенадцатичасовой полёт без подзарядки.
"Особая небьющаяся пластмасса", которую не пробьют осколки артиллерийских снарядов, на сегодняшний день уже вполне реальна! Такие материалы, как Keвлap ® (Дюпoн, CШA); Tвapoн ® (Teйджин Apaмид, Hидepлaнды); CBM, PУCAP® (Poccия); Xepaкpoн® (Koлoн, Kopeя) - обладают потрясающей прочностью и потому используются в изделиях, подвергаемым колоссальным нагрузкам, например, при изготовлении бронежилетов. Конечно, цена этих материалов - тоже колоссальная, но в фантастике с этой проблемой не принято сильно считаться...
Занятный момент: во время полёта ГГ включил автопилот и решил подкрепиться, попивая горячее молоко из термоса, которое налил с вечера. И ведь не прокисло! Конечно, если молоко кипящим залить в термос, то за ночь точно не скиснет (бактерии при кипячении погибнут, новые попасть не успеют - это пастеризация молока). Но долго хранить нельзя - за день оно, может, не скисает, но становится немного топленым и неприятным на вкус.
Проблемы подводных перемещений на автомобиле я уже рассматривал в статье про снаряжение Джеймса Бонда. А вот с подводным самолётом - всё ещё сложнее: помимо удивительной прочности, аппарат должен обладать высочайшей "культурой веса" - не забываем, что он должен не только передвигаться по суше, но и летать! И как летать! Небольшой несущий винт, пренебрежительно названный "вертушка", должен поднимать эту совсем не лёгкую машину по вертолётному!
Какие можно сделать выводы?
Мудрить и придираться к автору - не надо, он сам всё прекрасно понимал:
Что известно об авторе?
Вот что написано в аннотации книги:
Очень жаль...
Остаётся верить, что когда-то описанная фантастом машина, этот удивительный геликомбиль, станет реальностью!
Да здравствует Воображение!
Viva Imaginatia!
Другие публикации канала - тут
--------------------
Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)