Найти тему
Фантастика на всю

Мечтать, так мечтать! А. Абрамов: "Путешествие на геликомбиле". (НФ рассказ глазами инженера)

В детстве мне довелось прочитать книгу Александра Абрамова "Десять моделей", которая открывалась рассказом "Путешествие на геликомбиле".

Одна из иллюстраций в книге "Десять моделей" (с) Рис. Д. Смирнова
Одна из иллюстраций в книге "Десять моделей" (с) Рис. Д. Смирнова

Сюжет рассказа прост: персонаж, от имени которого идёт речь, собрался куда-то слетать на геликомбиле, аппарате, который причудливо сочетает в себе свойства самолёта, вертолёта, катера и подводной лодки. По пути у него случился отказ, из-за которого ему пришлось остановиться для ремонта, а потом - продолжить свой путь.

Книга 1949 года, о которой идёт речь. Увы, найти её "в бумаге" не удалось.
(с) Коллаж Н. Остапцов
Книга 1949 года, о которой идёт речь. Увы, найти её "в бумаге" не удалось. (с) Коллаж Н. Остапцов

Если рассматривать этот рассказ, как художественное произведение, то сказать про его ценность сложно: он написан только для того, чтобы "растормошить" воображение юного читателя. Сейчас, когда с момента написания рассказа прошло никак не менее 78 лет, (автор умер в 1943 году), модели, описанные в книге кажутся архаизмом, в книге предлагалось самому изготовить даже линейку...

Но каков геликомбиль!
Думаю, никто бы не отказался от такого!

Круг на руле направления - явно закрашивает другой опознавательный знак. Любопытно: чей? Предположил бы, что Великобритании, но стандарты были иными. 
(с)  Рис. Д. Смирнова из книги "Десять моделей"
Круг на руле направления - явно закрашивает другой опознавательный знак. Любопытно: чей? Предположил бы, что Великобритании, но стандарты были иными. (с) Рис. Д. Смирнова из книги "Десять моделей"

Итак, что можно сказать об аппарате глазами современного "железочника", имеющего склонность к "заклёпничеству"?

Первое, что бросается в глаза - своеобразная форма руля направления. Очень напоминает Хаукер "Хантер" 1951 года. Кто у кого "срисовал" - вопрос праздный: геликомбиль описывается не позднее 1949.

Вносит некоторую "смуту" и опознавательный знак. Если "первоисточник" был в СССР, то почему ОЗ - не привычная звезда, а круглый? Без точки внутри кольца, насколько я помню, в те времена были только у Союзников на Тихоокеанском ТВД (красную точку закрасили, чтобы перепуганные зенитчики не начали лупить по своим, подумав, что это - японцы). Но и у них - круг наносился на фюзеляж, а не на киль/руль направления!

Укладка консолей крыла вдоль фюзеляжа/корпуса - решение вполне логичное. Правда, рассказывается и о телескопическом складывании крыла в полёте, а как сделать складным лонжерон - неведомо...

Внешний вид мы уже оценили. Теперь, как положено, заглянем в кабину.

Совершенно фантастический интерьер кабины. Ни один "вражеский ползутчик" не найдёт сходства ни с одним мыслимым аппаратом!  
(с)  Рис. Д. Смирнова из книги "Десять моделей"
Совершенно фантастический интерьер кабины. Ни один "вражеский ползутчик" не найдёт сходства ни с одним мыслимым аппаратом! (с) Рис. Д. Смирнова из книги "Десять моделей"

Не очень понятно, где находится "руль/ручка управления/штурвал". Очень похоже, что художнику сложно было представить, что и как нужно рисовать. Да и представления у писателя о системе управления...

Фрагмент текста, в котором рассказывается об оборудовании кабины геликомбиля.
Фрагмент текста, в котором рассказывается об оборудовании кабины геликомбиля.

Не будем придираться у представлениям Александра Абрамова:
Мечтать, так мечтать!

Прежде всего, привлекает универсальность аппарата, достигнутая за счёт появления новой энергетики. В рассказе упоминаются только электродвигатели, а аккумуляторы "размером с два томика "Большой советской энциклопедии" (60×90 1/8 = 20,5 х 26 см) размещались под креслом. При этом они обеспечивали двенадцатичасовой полёт без подзарядки.

"Особая небьющаяся пластмасса", которую не пробьют осколки артиллерийских снарядов, на сегодняшний день уже вполне реальна! Такие материалы, как Keвлap ® (Дюпoн, CШA); Tвapoн ® (Teйджин Apaмид, Hидepлaнды); CBM, PУCAP® (Poccия); Xepaкpoн® (Koлoн, Kopeя) - обладают потрясающей прочностью и потому используются в изделиях, подвергаемым колоссальным нагрузкам, например, при изготовлении бронежилетов. Конечно, цена этих материалов - тоже колоссальная, но в фантастике с этой проблемой не принято сильно считаться...

Занятный момент: во время полёта ГГ включил автопилот и решил подкрепиться, попивая горячее молоко из термоса, которое налил с вечера. И ведь не прокисло! Конечно, если молоко кипящим залить в термос, то за ночь точно не скиснет (бактерии при кипячении погибнут, новые попасть не успеют - это пастеризация молока). Но долго хранить нельзя - за день оно, может, не скисает, но становится немного топленым и неприятным на вкус.

Подводная часть путешествия. (с)  Рис. Д. Смирнова из книги "Десять моделей"
Подводная часть путешествия. (с) Рис. Д. Смирнова из книги "Десять моделей"

Проблемы подводных перемещений на автомобиле я уже рассматривал в статье про снаряжение Джеймса Бонда. А вот с подводным самолётом - всё ещё сложнее: помимо удивительной прочности, аппарат должен обладать высочайшей "культурой веса" - не забываем, что он должен не только передвигаться по суше, но и летать! И как летать! Небольшой несущий винт, пренебрежительно названный "вертушка", должен поднимать эту совсем не лёгкую машину по вертолётному!

Какие можно сделать выводы?

Мудрить и придираться к автору - не надо, он сам всё прекрасно понимал:

Автор справедливо указывает на эту проблему в заключении рассказа. (с) Из книги "Десять моделей"
Автор справедливо указывает на эту проблему в заключении рассказа. (с) Из книги "Десять моделей"

Что известно об авторе?

Вот что написано в аннотации книги:

Умер в 1943 году. (с) Из книги, изданной в 1949 г.
Умер в 1943 году. (с) Из книги, изданной в 1949 г.

Очень жаль...

Остаётся верить, что когда-то описанная фантастом машина, этот удивительный геликомбиль, станет реальностью!

Да здравствует Воображение!

Viva Imaginatia!

Другие публикации канала - тут

--------------------

Если вы дочитали до этого места, и вам понравилось – ставьте лайки и подписывайтесь на канал!

Буду признателен за комментарии, оставленные прямо здесь ;-)