Мы продолжаем рассматривать фотографов, которые своей деятельностью изменили мир и сделали фотографию лучше. В этот раз мы поговорим о Гарри Виногранде, которому выпала честь стать основателем стрит-фотографии.
Гарри родился 14 января 1928 года в США, в семье эмигрантов. Его родители были родом из Варшавы и из Будапешта. Его отец был кожевенником, а мать занималась пошивом галстуков ручной работы.
Гарри оканчивает среднюю школу и поступает на службу в армию, после чего возвращается в Нью-Йорк и начинает учиться живописи. Один раз он зашел в фотолабораторию при Колумбийском университете и спустя две недели после этого события оставил живопись, чтобы заняться фотографией. Он проходит курс по по фотожурналистике у Алексея Борисовича в Нью-Йорке и начинает работать внештатным фотожурналистом, а также занимается рекламной фотографией.
Виногранд выбирает своим направлением уличную фотографию и активно фотографирует американцев, показывая все разнообразие жизни в США в 60-е и 70-е годы 20-го века. Любимым местом для съемки у Гарри был Нью-Йорк, особенно Манхэттен. Гарри был просто одержим фотографией. Как говорила его первая жена: "Быть замужем за Гарри - это все равно, что быть замужем за объективом".
Свой первый гонорар Гарри Виногранд зарабатывает благодаря Нью-Йоркскому музею современного искусства - фотограф Эдвард Стайхен купил работы Гарри за 30$. В том же музее в 1955 году фотография Гарри была впервые представлена на выставке, а уже в 1959 году открывается первая персональная выставка Виногранда.
В 1964 году Гарри Виногранд удостаивается стипендии Гуггенхайма от одноименного мемориального фонда для путешествий за исследования американской жизни при помощи фотографии. В последующем Гарри будет удостоен второй и третьей стипендии.
В 1969 году Виногранд издает свою первую книгу "Животные", материал для которой был им сделан в зоопарке Бронкса. В книге рассматриваются взаимосвязи между людьми и животными. А вторая книга Виногранда "Женщины прекрасны" выходит в разгар феминисткой революции и репутация фотографа терпит сокрушительное поражение. Книгу "Связи с общественностью", вышедшую в 1977 году, Гарри посвящает влиянию СМИ на мировоззрение людей.
В дальнейшем Виногранд занимается преподавательской деятельностью. В 1979 году он путешествует по югу и западу США, исследуя социальные проблемы своего времени. В 1980 году выходит его четвертая книга "Стоковые фотографии", в которой Гарри показывает отношение людей друг к другу.
Гарри Виногранд умер от рака желчного пузыря 19 марта 1984 года в возрасте 56 лет. После смерти у Гарри были найдены 2500 рулонов непроявленной фотопленки, 6500 проявленной, но не напечатанной и порядка 3000 напечатанных только в виде контактных листов фотографий. Общий объем материала составил около 300 000 снимков, многие из них были опубликованы Нью-Йоркским музеем современного искусства.
Гарри Виногранд снимал на фотокамеру Lleica M4. Он не очень следовал правилам формальной композиции при создании фотографий и это придает работам Гарри живость и аутентичность, а также позволяет отлично передать в кадре динамику городской жизни.
Заключая кусочек окружающего мира в рамку из четырех углов, вы меняете его. Это - трансформация. Это - создание нового мира. Фотография не равна тому, что сфотографировано на ней, это что-то другое. Все дело в трансформации: именно в ней и заключается вся прелесть фотографии (с) Гарри Виногранд
Посмотреть работы Гарри Виногранда можно на сайте Нью-Йоркского музея современного искусства.
Расскажите в комментариях, понравились ли вам работы Гарри Виногранда?
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал. Этот канал посвящён фотографии. Там вы сможете найти для себя много полезного: статьи, методики, техники обработки и все, что представляет интерес как для фотографов, так и для любителей фотографии.
Удачи вам и отличных фотографий!