Ридли Скотту на неделе стукнет аж 84 года – он уже серьезный мальчик. Родился давно, помнит еще гитлеровские налеты на Британию – Человечище. В кино уже полвека, всех видел, всё знает. Живой памятник, классик и новатор. Но, за время его взлетов и неудач, поменялось тоже всё. Принципы, подходы, мировоззрение, стандарты, само кино. Поменялось всё.
Дедушка Скотт последние лет двадцать выглядел откровенно растерянным – не поспевал за ускорившимся прогрессом. Не понимал, что происходит, как он может на это повлиять, что сегодня нужно новому непонятному зрителю. Пытаясь угадать настроение аудитории – стал практически посмешищем с чередой амбициозных блокбастерных провалов. Где рулил идеями в корпоративном мейнстриме уже наверное и не он сам. Но этот фильм получился другим. Ридли снял его как мужчина, без оглядок на непонятное. И кино получилось. Дедушка Ридли выдал свой последний железный стояк на чистом воодушевлении, ноль спецэффектной фармакологии.
Фильм пестрит яркими афишами. В средневековую историю напихали кучу современных рож, и это не особо воодушевляло. Но несносный дед не был настроен на компромиссы. Стоило Бене Аффлеку завязать со своими пороками – дедушка Ридли пристроил его играть сексуально распущенного селебрити-алкоголика. Доказал свою убедительность в жизни – оживи кадр свой естественной натурой. Как и рекомендовал Станиславский. Гениально.
Тупой Мотя Дэймон поставлен на роль недалекого солдафона. По началу тупизна Дэймона заслоняет персонажа, роль воспринимается с дискомфортом. Но когда тупизна главного героя побеждает тупизну Дэймона, то замысел режиссера вновь шокирует. Поймавший свое тупое, но упертое вдохновение, Мотя выдает в кадре уровень практически культового Оливера Рида! Гениально.
На роль злодея назначена лошадиная морда Адама Драйвера. Казалось бы – кульминация позорного мейнстрима. Очередной тотальный обсёр полоумного дедушки Ридли. Потешная поделка для медиа-наебок. Абсолютли нет. ВанДамм Драйвер встал в исторический сеттинг как влитой и даже лучше. В эту косую харю веришь в каждом кадре. Прекрасен и безупречен. Гениально.
Сюжет фильма простой как три рубля. Идеальная балабановская чернуха с убедительным бытом питерских помоек французского средневековья. Алексей Октябриныч одинаково ненавидел как советскую власть, так и царизм с постперестроечным бандитизмом. Уверен, что мог в таком же ключе осилить и темы древнего Египта с Римской Империей. Вот здесь именно такой подход. Рад, что Дедушка Ридли и Алексей Октябриныч пришли вот к такому взаимному творческому респекту. Два гения.
Мне очень не понравилось, что свирепое сред-реднеко-вековье показано именно на примере французского рыцарства. Ну не могу я воспринимать этих пьеров-ришаров серьезными викингами и богатырями. Такое ощущение, что французы еще со времен галлов выставили себя на посмешище шлемами в виде ракушек и петухов. Они после этого даже сами себя не способны воспринимать всерьез. Слава богу, блядь, что они в кино не по-французски говорили. Фильм то вообще-то про смерть, зверства и изнасилования. Здесь вариантов просто нет. Должен быть только немецкий язык. Зынзух ферштек.
На Дедушку Ридли натурально напал Последний Стояк. Он взросло и цинично выдал историю двух боевых друзей, пути которых причудливо разошлись вплоть до кровной мести. История показана глазами трех главных участников ситуации. Каждая версия, конечно же, вносит в сюжет уникальные детали от личного лица. И все сходится в одну взрывную точку, когда все хватаются за ножи.
Фишка с перекрестными показаниями фигурантов выглядит отлично, но Деду явно не дали разверзнуть врата в ад. Показать, что лгут все и всегда. Тут немного помогли подвести давно отупевшего на комиксах зрителя к драматической кульминации. Можно было отыметь толерантную аудиторию и пожестче. Внести побольше саспенса бабского коварства. Пусть бы слабые люди выбегали из зала с дымящимися жопами.
Но и так вышло отлично. Герой ВанДамма Драйвера вовремя понял, когда нужно менять мягкий десантный рюкзак с парашютом на жесткий ящик тушенки. Подвалил в компашку местного губернатора Бени Аффлека и нашел себя с декамероновских оргиях и жестоких пьянках с разнузданным руководством. Сразу сориентировался в ситуации и выбил себе должность главного опричника – рвал глотки местным хитрожопым кулакам, умело вышибал с них накопившиеся долги. Само собой, на фаворита посыпались щедрые дары. Но за счет чего – за счет немилости его лучшего друга Моти Дэймона. Которого подрезали в капиталах, землях и обнулили его престижные должности. Но тот нашел в себе силы протянуть руку дружбы боевому товарищу, несмотря на всю несправедливость. Получив взамен жестокое бесчестие.
Кровь. Позор смоет только кровь. Туповатый увалень-неудачник стал слишком опасным зверем и в политике, и в поединке. Поставил провинциальным беспредельщикам королевский шах – вы имеете дело с именитым ветераном. Посвященным в Рыцари самим Наместником Бога. Все решит слово Короля. Вердиктом которого будет Рыцарский Поединок.
О, Господи, эта Схватка. Оглушительно лопающиеся древка копий, схлестнувшихся на скорости галопа полутонных конских туш. Это нокдауны-отключки в седле, когда ты возвращаешься в сознание не для того, чтобы выиграть, а для того, чтобы убить эту падлу. Это последняя ярость гордости Алекса «The Greatest» Пушкина против фатального декаданса Майка «Lil Demon» Лермонтова.
Невероятная для современного большого кино свирепость экшена. Несмотря на то, что экшена в фильме мало, и он крайне скуп. Содрогающиеся панцири с дрожью держат удары топоров, воины спотыкаются о бьющихся в агонии коней, и вместо сломанных мечей рычащие дуэлянты хватаются за ножи в рукопашной.
Руку Рыцаря направляет Бог. Ведь Схватка Чести предопределена его Волей. И Победитель может обрести в Законе свою Правду, даже если и лгал под присягой. А обесчещенная женщина может быть подвергнута безжалостным пыткам. Так кто же хозяйничает в этой Схватке? Бог или рука убийцы?
P.S. Фильм просто отчаянно выбросился как кит на сушу – на исторический разбор на oper.ru, уверяю, там может быть масса очень интересных мнений и деталей.
Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/