Найти тему
Гвозди Слов

Ридли Скотт: Последняя дуэль

Ридли Скотту на неделе стукнет аж 84 года – он уже серьезный мальчик. Родился давно, помнит еще гитлеровские налеты на Британию – Человечище. В кино уже полвека, всех видел, всё знает. Живой памятник, классик и новатор. Но, за время его взлетов и неудач, поменялось тоже всё. Принципы, подходы, мировоззрение, стандарты, само кино. Поменялось всё.

– Смотри вон туда, плотник – да ты же просто гений на фоне всех этих гослингов.
– Смотри вон туда, плотник – да ты же просто гений на фоне всех этих гослингов.

Дедушка Скотт последние лет двадцать выглядел откровенно растерянным – не поспевал за ускорившимся прогрессом. Не понимал, что происходит, как он может на это повлиять, что сегодня нужно новому непонятному зрителю. Пытаясь угадать настроение аудитории – стал практически посмешищем с чередой амбициозных блокбастерных провалов. Где рулил идеями в корпоративном мейнстриме уже наверное и не он сам. Но этот фильм получился другим. Ридли снял его как мужчина, без оглядок на непонятное. И кино получилось. Дедушка Ридли выдал свой последний железный стояк на чистом воодушевлении, ноль спецэффектной фармакологии.

– Что, говорите, вас не устраивает?
– Что, говорите, вас не устраивает?

Фильм пестрит яркими афишами. В средневековую историю напихали кучу современных рож, и это не особо воодушевляло. Но несносный дед не был настроен на компромиссы. Стоило Бене Аффлеку завязать со своими пороками – дедушка Ридли пристроил его играть сексуально распущенного селебрити-алкоголика. Доказал свою убедительность в жизни – оживи кадр свой естественной натурой. Как и рекомендовал Станиславский. Гениально.

– Не я ждал этой роли. Она меня ждала.
– Не я ждал этой роли. Она меня ждала.

Тупой Мотя Дэймон поставлен на роль недалекого солдафона. По началу тупизна Дэймона заслоняет персонажа, роль воспринимается с дискомфортом. Но когда тупизна главного героя побеждает тупизну Дэймона, то замысел режиссера вновь шокирует. Поймавший свое тупое, но упертое вдохновение, Мотя выдает в кадре уровень практически культового Оливера Рида! Гениально.

– И самого кроткого человека можно довести до бешенства!
– И самого кроткого человека можно довести до бешенства!

На роль злодея назначена лошадиная морда Адама Драйвера. Казалось бы – кульминация позорного мейнстрима. Очередной тотальный обсёр полоумного дедушки Ридли. Потешная поделка для медиа-наебок. Абсолютли нет. ВанДамм Драйвер встал в исторический сеттинг как влитой и даже лучше. В эту косую харю веришь в каждом кадре. Прекрасен и безупречен. Гениально.

– Рвусь на свой “Маяк”. Дайте же мне шанс!
– Рвусь на свой “Маяк”. Дайте же мне шанс!

Сюжет фильма простой как три рубля. Идеальная балабановская чернуха с убедительным бытом питерских помоек французского средневековья. Алексей Октябриныч одинаково ненавидел как советскую власть, так и царизм с постперестроечным бандитизмом. Уверен, что мог в таком же ключе осилить и темы древнего Египта с Римской Империей. Вот здесь именно такой подход. Рад, что Дедушка Ридли и Алексей Октябриныч пришли вот к такому взаимному творческому респекту. Два гения.

– Пытался поработать с Майклом Бином. Но всех нас погубило бухло. Извините за все что не успел, ребята.
– Пытался поработать с Майклом Бином. Но всех нас погубило бухло. Извините за все что не успел, ребята.

Мне очень не понравилось, что свирепое сред-реднеко-вековье показано именно на примере французского рыцарства. Ну не могу я воспринимать этих пьеров-ришаров серьезными викингами и богатырями. Такое ощущение, что французы еще со времен галлов выставили себя на посмешище шлемами в виде ракушек и петухов. Они после этого даже сами себя не способны воспринимать всерьез. Слава богу, блядь, что они в кино не по-французски говорили. Фильм то вообще-то про смерть, зверства и изнасилования. Здесь вариантов просто нет. Должен быть только немецкий язык. Зынзух ферштек.

– Между мной и зрителем – вселенская пропасть поколений.
– Между мной и зрителем – вселенская пропасть поколений.

На Дедушку Ридли натурально напал Последний Стояк. Он взросло и цинично выдал историю двух боевых друзей, пути которых причудливо разошлись вплоть до кровной мести. История показана глазами трех главных участников ситуации. Каждая версия, конечно же, вносит в сюжет уникальные детали от личного лица. И все сходится в одну взрывную точку, когда все хватаются за ножи.

– Круче чем в “Гладиаторе”.
– Круче чем в “Гладиаторе”.

Фишка с перекрестными показаниями фигурантов выглядит отлично, но Деду явно не дали разверзнуть врата в ад. Показать, что лгут все и всегда. Тут немного помогли подвести давно отупевшего на комиксах зрителя к драматической кульминации. Можно было отыметь толерантную аудиторию и пожестче. Внести побольше саспенса бабского коварства. Пусть бы слабые люди выбегали из зала с дымящимися жопами.

– Наше кино сегодня предпочитают забыть.
– Наше кино сегодня предпочитают забыть.

Но и так вышло отлично. Герой ВанДамма Драйвера вовремя понял, когда нужно менять мягкий десантный рюкзак с парашютом на жесткий ящик тушенки. Подвалил в компашку местного губернатора Бени Аффлека и нашел себя с декамероновских оргиях и жестоких пьянках с разнузданным руководством. Сразу сориентировался в ситуации и выбил себе должность главного опричника – рвал глотки местным хитрожопым кулакам, умело вышибал с них накопившиеся долги. Само собой, на фаворита посыпались щедрые дары. Но за счет чего – за счет немилости его лучшего друга Моти Дэймона. Которого подрезали в капиталах, землях и обнулили его престижные должности. Но тот нашел в себе силы протянуть руку дружбы боевому товарищу, несмотря на всю несправедливость. Получив взамен жестокое бесчестие.

–Вы оставите без суда такое бесчестие, сир?
– Да я бля просто заебался, бро.
–Вы оставите без суда такое бесчестие, сир? – Да я бля просто заебался, бро.

Кровь. Позор смоет только кровь. Туповатый увалень-неудачник стал слишком опасным зверем и в политике, и в поединке. Поставил провинциальным беспредельщикам королевский шах – вы имеете дело с именитым ветераном. Посвященным в Рыцари самим Наместником Бога. Все решит слово Короля. Вердиктом которого будет Рыцарский Поединок.

О, Господи, эта Схватка. Оглушительно лопающиеся древка копий, схлестнувшихся на скорости галопа полутонных конских туш. Это нокдауны-отключки в седле, когда ты возвращаешься в сознание не для того, чтобы выиграть, а для того, чтобы убить эту падлу. Это последняя ярость гордости Алекса «The Greatest» Пушкина против фатального декаданса Майка «Lil Demon» Лермонтова.

– Death before Dishonor!
– Death before Dishonor!

Невероятная для современного большого кино свирепость экшена. Несмотря на то, что экшена в фильме мало, и он крайне скуп. Содрогающиеся панцири с дрожью держат удары топоров, воины спотыкаются о бьющихся в агонии коней, и вместо сломанных мечей рычащие дуэлянты хватаются за ножи в рукопашной.

– Кто победит – я вам, конечно же, не скажу.
– Кто победит – я вам, конечно же, не скажу.

Руку Рыцаря направляет Бог. Ведь Схватка Чести предопределена его Волей. И Победитель может обрести в Законе свою Правду, даже если и лгал под присягой. А обесчещенная женщина может быть подвергнута безжалостным пыткам. Так кто же хозяйничает в этой Схватке? Бог или рука убийцы?

 

P.S. Фильм просто отчаянно выбросился как кит на сушу – на исторический разбор на oper.ru, уверяю, там может быть масса очень интересных мнений и деталей.

Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/