Внимание бывает разного качества. Мне симпатична аналогия с валютами.
Есть пресловутая безусловная любовь. Не знаю, была ли она у кого-то в полной мере. Мне кажется, что это вымышленная категория, такая как «лишние деньги» и «свободное время». Однако сверкающие элементы этой любви эпизодически встречаются.
Это внимание, объединенное с радостью и принятием. По своему качеству безусловная любовь похожа на резервную валюту – такая же безупречная, ценная, самый надежный инвестиционный актив. Именно такая разновидность любящего внимания дарит человеку истинную самоценность. Маленький ребенок, в достатке получающий безусловную любовь, впитывает вместе с ней ощущение внутреннего благополучия. С помощью этой валюты приобретается незыблемая «окейность».
Как бы ни тряхнула судьба – безусловная любовь будет хранить и напитывать силой объект любви.
Сценарий победителя тоже пишется чернилами такого внимания.
Есть внимание в виде положительной оценки. Эта валюта встречается чаще. Она похожа на твердую, свободно конвертируемую валюту, покупательская способность и обменный курс которой стабильны и не склонны к снижению. Это уже не безусловная любовь, но все еще вполне благотворна, поскольку фиксирует моменты «окейности» и создает у ребенка хорошее представление о его возможностях.
И это лучше, чем ничего. С детства это было единственным средством подтвердить факт «Я – есть. Я существую» – утверждение себя, которое дальше ведет к раскрытию ответа на вопрос: «Кто я?» Потом из этих детей вырастают готы, фрики и татуированные «на всю голову». Печально, но они будут опознавать как «внимание» только такую форму, как испуг + ужас в глазах того, кто их увидел в первый раз.
Иные сигналы – проявления безусловной любви и высокой оценки – они воспринимать не умеют. Не распознают. Не обучены этому. Искренне думают, что это манипуляции, телячьи нежности или что-то в этом роде. Они про себя точно знают, что такие, как есть, они не могут быть любимы.