Контроль над студентами во время сдачи классического экзамена в аудитории осуществить несложно. Однако в период, когда учащиеся находятся на дистанционном обучении, контролировать их поведение по время проверки знаний в разы сложнее. Но с недавних пор это стало возможным благодаря программам, в основе которых - искусственный интеллект. Он помогает преподавателям считывать сигналы, которые сообщают о любом сомнительном поведении студента. Это позволяет следить за честным поведением обучающегося во время экзамена, а также выставлять преподавателям оценки именно за знания, а не сноровку.
Как работает алгоритм?
Проверка знаний на удаленке - более сложный процесс, требующий повышенного внимания. Когда учащиеся находятся по ту сторону монитора, преподавателю крайне сложно понять, кто из студентов действительно честно готовит ответы на экзаменационные вопросы, а кому просто удается ловко списывать. Но с алгоритмом для преподавателей это стало реальностью. Как он работает:
- На компьютер устанавливается специальная программа.
- Данные о студентах вносятся в базу. В частности, используется ФИО обучающегося, информация о потоке обучения и направлении.
- Система подготавливает картинку для последующего анализа. Для этого фиксируется внешний вид студента, его мимика, поведение в период покоя или стресса. Программа также учитывает движение самого ученика и всех, кто находится вокруг, а также обстановку интерьера.
- По окончании экзамена и во время его преподаватель получает онлайн-сведения о возможных нарушениях.
- Учитель оценивает, насколько явными являются нарушения, отмеченные программой, и выносит соответствующее решение о продолжении экзамена для «попавшегося» студента или его пересдаче.
Задача ПО - фиксировать все странные моменты, которые возникли во время экзамена. Если студент ведет себя хорошо, не старается списывать или иным способом нарушать ход экзамена, к нему претензий не будет. И, наоборот - обманщики будут немедленно фиксироваться в режиме онлайн. Затем им предстоит рассказать, почему программа сочла их поведение подозрительным.
Что считывает программа для удаленного контроля над экзаменом?
Есть несколько маркеров для программы по контролю над дистанционным обучением. В их число входит:
- попытка воспользоваться интернет-браузером на ПК. Чтобы найти ответ на вопрос, многие студенты используют свой компьютер, вбивая в поиске название билета. Программа считывает эти данные и сразу передает сигнал преподавателю;
- использование клавиатуры в неположенное время. Ответы на онлайн-билеты без нее невозможны. Но если студент печатает в неположенное время или набирает подозрительные сочетания клавиш (копировать+вставить), маркер будет опознан;
- изменение заднего фона. Если студент перемещается по комнате, камера меняет свое положение, фон также меняется;
- появление новых лиц. Система распознает одного студента - только он и должен находиться в кадре во время экзамена, и только он. Когда появляется кто-то еще, это является подозрительным сигналом;
- странные звуки. Во время экзамена должна соблюдаться тишина. Если возникает странный шепот, программа обязательно сообщит о нем преподавателю.
Пока что такие системы испытывают в качестве экспериментальных способов контроля над студентами во время удаленного экзамена. Они хорошо зарекомендовали себя, однако, работают небезупречно. Отмечено, что они хуже считывают лица темнокожих учеников, что может быть расценено в качестве дискриминации. Поэтому о таком сбое университет, конечно, не сообщает.
Вторая ошибка связана с тем, что внедрение программы значительно снижает уровень безопасности ПК, а потому риск подхватить вирусы вырастает. Третья причина связана с тем, что для работы системы требуется стабильный интернет. Если связь хотя бы иногда прерывается, это сбивает алгоритм и негативно влияет на весь процесс контроля. Учитывая эти минусы, пока что массовое внедрение ПО не осуществляется. Но в скором времени, возможно, именно такие программы будут контролировать экзамены во всех институтах дистанционного обучения.