===
Чебоксарский завод силовых агрегатов (ЧЗСА), который находится в столице Чувашской Республики, в октябре 2021 года получил патент на самоходное шасси «Универсал» и начинает его производство.
Наверное, всем жителям бывшего Советского Союза знаменитые «шассики» – тракторные самоходные шасси, которые выпускались в СССР – сначала на Харьковском заводе, а потом и на Владимирском тракторном заводе.
===
Самоходное тракторное шасси – это универсальное транспортное средство с задним расположением двигателя и передней грузовой платформой.
Самоходное шасси также используется как база для установки различного сельскохозяйственного, строительного и коммунального оборудования.
---
===
Историческая справка:
В 1956 году на Харьковском заводе тракторных самоходных шасси началось производство первого в СССР самоходного тракторного шасси ДСШ-14, разработанного в Научном автотракторном институте (НАТИ).
С 1961 года на заводе началось производство самоходного шасси Т-16, но которое устанавливалась новая реверсивная коробка передач.
Всего за время производства – до 2011 года, Харьковским заводом было произведено более 600 тысяч «шассиков» различных моделей и модификаций.
===
В 1998 году производство самоходных шасси ВТЗ-30СШ «Владимирец» было начато в России – на Владимирском тракторном заводе. Эти тракторы оснащались двигателями воздушного охлаждения мощностью 30 лошадиных сил.
В 2012 году производство российских «шассиков» было перенесено из Владимира на Саранский экскаваторный завод, где они выпускались под торговой маркой «Агромаш-30СШ» и «Агромаш-50СШ» (мощностью 30 и 45 л. с., соответственно).
===
По неизвестным нам причинам, производство самоходных шасси в Саранске было прекращено в 2018 году… И вот теперь мы снова сможем увидеть новенькие «шассики» на полях и в городах России.
Самоходное тракторное шасси «Универсал» Чебоксарского завода во многом уникально, и существенно отличается техническими характеристиками от своих предшественников.
===
✔ Во-первых, на «Универсал» установили дизельный трёхцилиндровый двигатель водяного охлаждения ММЗ-3LD (производства Минского моторного завода).
Двигатель ММЗ-3LD имеет объём 1,6 литра (диаметр цилиндра – 87 мм, ход поршня – 90 мм). Мощность двигателя составляет 35 лошадиных сил при 3000 об/мин, максимальный крутящий момент – 100 Нм при 1700 об/мин.
---
===
✔✔ Во-вторых, трактор «Универсал» оснащается простой в управлении гидростатической трансмиссией (ГСТ), а не механической как у предшественников.
ГСТ – это гидрообъёмная передача с замкнутым закрытым гидроконтуром, которая обеспечивает более эффективную передачу крутящего момента от двигателя и максимальную тягу на всех скоростях.
---
===
На тракторное шасси «Универсал» установлена вполне современная комфортабельная кабина, с панорамным остеклением, с отопителем и с регулируемой рулевой колонкой.
===
О ценах на новую технику Чебоксарского завода нам пока ничего не известно, но будем надеяться, что стоимость «Универсала» будет приемлемой для российских потребителей.
===
Рекомендуем почитать: КАМАЗ К-20: как автозавод в Набережных Челнах производил компактные тракторы для фермеров
---