Таможенный контроль после выпуска товаров уже давно и полномасштабно вошел в повседневную жизнь участников ВЭД.
Мы постоянно получаем из различных источников информации сведения о том, что каких-то участников ВЭД проверяют в направлении лицензионных платежей, кого то в направлении невключения в таможенную стоимость транспортных расходов, а кого то в отношении классификации товаров. Это далеко не полный перечень тех направлений, которые подвергаются проверке со стороны таможенных органов, вместе с тем, по мнению нашего телеграмм канала, одни из самых актуальных на сегодняшний день.
В таможенном контроле после выпуска товаров, помимо направлений проверочной деятельности, имеется огромное количество нюансов, которые можно обсудить и подискутировать.
Одним из таких аспектов является объект проверки и этому посвящена сегодняшняя статья.
Лет 10 тому назад вопрос о том, кого из участников ВЭД может проверять какой таможенный орган был закреплен в нормативном акте (приказе) ФТС России. Порядок был следующий. Таможенный орган мог проверить участника ВЭД в 3-х случаях:
- участник ВЭД зарегистрирован в регионе деятельности данного таможенного органа;
- участник ВЭД не зарегистрирован в регионе деятельности таможенного органа, но ДТ подавалась в этот таможенный орган;
- участник ВЭД не зарегистрирован в регионе деятельности таможенного органа, ДТ подавалась в другой таможенный орган, однако у таможенного органа имеются сведения о нахождении товара в регионе деятельности данного таможенного органа.
Данный нормативный акт давно утратил свою силу, а на его смену пришла, как часто это бывает, пустота! То есть, полное отсутствие регламентации данного вопроса. И тут постепенно позиции разных таможенных органов по данному вопросу стали очень сильно отличаться.
Те таможенные органы, которые осуществляют активное таможенное декларирование, у которых зарегистрировано большое количество участников ВЭД, придерживаются вышеуказанных принципов выбора участников ВЭД, а те таможенные органы, у которых участников ВЭД мало, стали отходить от этих принципов обосновывая свою точку зрения следующим.
Согласно пункту 4 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенная проверка проводится таможенным органом государства члена, на территории которого создано, зарегистрировано и (или) имеет постоянное место жительства проверяемое лицо.
Отсюда следует вывод о том, что любой таможенный орган РФ может проверить любого участника ВЭД в Российской Федерации.
А теперь представим следующую картину вы участник ВЭД из Санкт-Петербурга, декларировали товары на Балтийском таможенном посту (ЦЭД), а к вам прилетает уведомление о начале камеральной таможенной проверке, предположим, из Минераловодской таможни.
И на сегодняшний день, как это не парадоксально, это действительно происходит сплошь и рядом. И многие участники ВЭД на этот аспект проверочной деятельности не обращали ни какого внимания. Многие, но не все!
Так, ООО «МН Медикал» столкнувшись с ситуацией когда, само общество зарегистрировано и осуществляет свою хозяйственную деятельность на территории города Москва, ввоз товаров по ДТ оформляло в регионе деятельности Московской областной таможни, однако таможенную проверку проводила Санкт-Петербургская таможня.
По результатам проверки Санкт-Петербургской таможней было доначислено более 76 млн. рублей.
ООО «МН Медикал» обжаловало действия Санкт-Петербургской таможни в Арбитражный суд Московской области.
Решением суда от 10.08.2021 по делу №А41-25502/2021 определено, что общество не вправе было претендовать на предоставление льготы в виде освобождения от уплаты НДС и таможенной пошлины. То есть, суть вопроса проверки Санкт-Петербургская таможня выиграла.
При этом Арбитражный суд Московской области очень грамотно, на наш взгляд, обыграл ситуацию с формой принятия решений по результатам проверки.
Суд в решении указывает следующее. Несмотря на отсутствие детальной регламентации полномочий таможенных органов в отношении конкретных проверяемых лиц в ТК ЕАЭС, Федеральной таможенной службой России утвержден приказ от 31.05.2018 № 833 «Об утверждении Общего положения о таможне».
В Общем положении о таможне установлено, что таможня является таможенным органом Российской Федерации, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России, в том числе исполнения функций органа валютного контроля, в регионе деятельности таможни в пределах полномочий, определенных настоящим положением.
Поскольку товар оформлялся в регионе деятельности Московской областной таможни, декларант и таможенный представитель в регионе деятельности Санкт-Петербургской таможни не находились, соответственно, полномочий по результатам «аналитической работы» осуществлять проверку деятельности общества у Санкт-Петербургской таможни и принимать решения о внесении изменений в ДТ не имелось.
Ввиду того, что оспариваемые решения были приняты с превышением предоставленных региональной таможне полномочий, уведомления о доначислении НДС также подлежат отмене по указанным «формальным» основаниям, что не влечет невозможность их повторного оформления при соблюдении установленной процедуры и сроков взыскания неуплаченных таможенных платежей.
На наш взгляд, очень тонкое и взвешенное решение суда. С одной стороны суд поддержал таможню в сути вопроса, с другой стороны отказал ей по форме, при этом указав на то, что имеется возможность все переделать, как положено!
Но сделать как положено у Санкт-Петербургской таможни уже не получится, пока длились судебные тяжбы 3-х летний срок по спорным ДТ вышел. Поэтому у таможни остается единственный шанс - это выигрывать суд любой ценой в кассационной инстанции (апелляцию таможня также проиграла).
Окончательный вывод пока не делаем из этой ситуации (нужно дождаться завершения судебного разбирательства), но звоночек для таможенных органов прозвенел достаточно тревожный и не реагировать на него не возможно!
Подписывайтесь на наш Telegram-канал для участников ВЭД