Мы продолжаем изучать содержание разнообразных берестяных грамот, в изобилии извлекаемых из новгородской земли. И иногда из других мест, но там обычно единичные экземпляры. Какие только истории за этими кусочками бересты не встают!
Сегодня познакомимся с весьма запутанным и даже криминальным делом, случившимся в Новгороде на рубеже XI - XII веков. Его нам поведает грамота, которая получила у археологов порядковый номер 109.
Учитывая, что одних только новгородских грамот найдено уже больше тысячи, можно понять, что конкретно эту бересту извлекли из земли очень давно - практически полвека назад. Ее неоднократно разбирали исследователи и, в общем-то, смысл записки и примерная картина событий восстановлены вполне достоверно.
Итак, что там случилось в древнем Новгороде?
Текст записки довольно большой. Выглядит все это вот так:
Сразу приведем вам перевод на современный русский, а потом разберем, что именно под всем сказанным имеется в виду:
Грамота от Жизномира к Микуле. Ты купил рабыню во Пскове, и вот меня за это схватила княгиня. А потом за меня поручилась дружина. Так что пошли-ка к тому мужу грамоту, если рабыня у него. А я вот хочу, коней купив и посадив княжеского мужа на очные ставки. А ты, если не взял тех денег, не бери у него ничего.
Такой вот любопытный документ. И что нам из него ясно?
А ясно, что некий Микула в Пскове приобрел по сходной цене рабыню. Приобрел, видимо, не для себя, а для Жизномира, автора записки. Кто он ему был - друг, брат, сват, - можно только гадать.
Но рано радовался Жизномир новому приобретению. За эту рабыню его взяли под белы рученьки, да посадили под замок по повелению какой-то княгини. Правда, дружина за него поручилась и беднягу отпустили. Но дело на этом не кончено, нужна очная ставка с продавцом.
Историки полагают, что вся соль тут в том, что рабыня оказалась краденой. Причем краденой у той самой княгини. И когда это выяснилось. то над Жизномиром нависла серьезная беда. Что там по "Русской правде" полагалось за воровство чужой рабыни?
"А если уведет чужого раба или рабыню, то платит за обиду 12 гривен..."
Немалый убыток для кошелька, да еще и позор на всю округу. Так что имей в виду, друг Микула, сейчас я коней куплю и мы с княжеским посланцем к тебе нагрянем. А если у этого продавца еще рабыни имеются, ты их ни в коем случае не покупай - наверняка тоже не все чисто с ними!
Правда, историк Лев Черепнин предлагает немного другую трактовку финала этой записки. Он считает, что речь может идти о попытке торговца краденым товаром замять всю эту ситуацию, дав денег Микуле. И Жизномир предостерегает - не бери, мол, у него денег. Тут серьезные люди замешаны, надо разобраться!
В любом случае записка интересная. Жизномир и Микула по уши в проблемах, княгиня в гневе, дружина в напряжении, продавец пока в неведении, но ему тоже грозят неприятности. Хотя может быть, этот ушлый торговец давно смотал удочки и теперь хоть весь Псков вверх дном переверни - следов его уже не сыщешь.
Другие наши статьи на тему берестяных грамот вы найдете по тэгу #береста говорит
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи". И ждем вас в Телеграме