Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Как охотились на оленей на американской границе

Оглавление

Изумительное, яркое и ёмкое описание методов охоты на оленей в начале 19 века в Кентукки от Джона Одюбона (1785-1851), первопроходца, художника и натуралиста.

Всевозможные способы охоты на оленей, вероятно, слишком хорошо изучены и сверх меры успешно практикуются в Соединенных Штатах, поскольку, несмотря на почти невероятное изобилие этих прекрасных животных в наших лесах и прериях, охота ведется столь беспорядочно, что через несколько столетий они, вероятно, станут такой же редкостью в Америке, как большая дрофа сейчас в Великобритании.

У нас существует три способа охоты на оленей, каждый из которых в незначительной степени различается в зависимости от штата и округа. Первый способ называется still hunting - тихой охотой, и, безусловно, является самым разрушительным [для популяции оленей - прим. Ф.Д.З.]. Второй называется light hunting - охота с огнем, и он стоит на следующем месте по эффективности истребления.

Третий, который можно рассматривать как простое развлечение, называется driving - загонная. Хотя этим методом уничтожается много оленей, он ни в коем случае не является таким же пагубным, как два первых.

Белохвостый олень - самый распространенный вид оленя в Северной Америке
Белохвостый олень - самый распространенный вид оленя в Северной Америке

Все эти методы я опишу отдельно.

Тихая охота

Охота на оленей является чем-то вроде ремесла для наших жителей пограничья. Для успешной охоты требуется много двигаться, умело владеть винтовкой и глубокое знание леса, а также личное знакомство с повадками оленей не только во все времена года, но и в любое время суток, так как охотник должен знать, какие места предпочитает дичь и где ее можно встретить в то или иное время. Здесь я мог бы представить вам полный отчет о повадках наших оленей, если бы я в будущем не намеревался изложить это в виде отдельной работы.

Описания любого рода должны быть представлены в самом выгодном и наилучшем свете. Поэтому предположим, что сейчас мы будем следовать за true hunter - настоящим охотником, как еще называют "тихого охотника", через глубь чащоб, через болота, овраги и такие места, где может оказаться достаточно дичи, даже если вначале ее там не будет. Мы предоставим нашему охотнику действовать со всей ловкостью, терпением и осторожностью, которых требует его занятие, а сами будем идти позади него, как будто мы тайные разведчики, наблюдая за всеми его движениями.

"Ничего, кроме охотника", худ. Дэвид Райт
"Ничего, кроме охотника", худ. Дэвид Райт

Его одежда, как вы могли заметить, состоит из кожаной охотничьей рубашки и пары брюк из того же материала. Его ноги обуты в мокасины, его талия подпоясана ремнем, тяжелая винтовка покоится на его мускулистом плече, сбоку на ремне висит сумка с пулями, над которой возвышается старый рог бизона, когда-то наводившего ужас на домашний скот, а теперь содержащего фунт наилучшего пороха. Нож-мясника висит в ножнах на том же ремне, а за спиной за пояс заткнут томагавк.

Он идет таким быстрым шагом, что за ним трудно поспевать, разумеется кроме нас с вами, мой любезный читатель, чтобы стать свидетелем его безжалостных деяний. Он останавливается, осматривает кремень своей винтовки, проверяет есть ли порох на затравочной полке, надевает кожаный чехол на ружейный замок. Затем бросает взгляд на небо, чтобы определить направление, которое, скорее всего, приведет его к дичи.

Небо чистое, красные блики утреннего солнца сверкают на нижних ветвях высоких деревьев, роса свисает жемчужными каплями с каждого листа. Это время, когда изумрудный оттенок листвы уже переходит в более теплые оттенки осенних месяцев, а на ограде небольшого кукурузного поля охотника появляется легкий иней.

По мере движения он смотрит на опавшую листву под ногами, в поисках заметных следов оленьих копыт. Вот, он наклоняется к земле, на которой что-то привлекло его внимание. Смотрите! Он меняет курс, увеличивает скорость и вскоре достигает склона холма. Теперь он движется осторожно, останавливается почти у каждого дерева и смотрит вперед, как будто уже находится на расстоянии выстрела от дичи.

Утро в кетуккском лесу
Утро в кетуккском лесу

Он снова продвигается вперед, но очень медленно! Он достиг склона, который сияет под лучами утреннего солнца. Но следите за охотником! Он уже снял с плеча винтовку, отбросил кожаный чехол замка и вытирает край кремня языком.

Теперь он стоит как каменное изваяние, возможно, прикидывая дистанцию до зверя, которого он видит. Он медленно поднимает винтовку, следует выстрел и он бежит. Давайте и мы побежим вместе с ним. Должен ли я поговорить с охотником, и спросить его о результатах этого первого эссе? Конечно, читатель, ведь я его хорошо знаю.

Скажи-ка, друг, что ты убил? ", ибо фраза: "Во что ты стрелял? " таит в себе предположение о промахе, а это значит задеть чувства охотника. "Ничего, кроме оленя. " "И где он? " "О, он прыгнул и убежал, но я достал его и скоро догоню. Моя пуля попала, и, должно быть, в самое сердце". Мы подходим к месту лежки в зарослях дикого винограда, сумаха и еловых кустов, где животное намеревалось отдохнуть в течение дня.

Место забрызгано кровью, копыта оленя оставили глубокие отпечатки в земле, когда он скакал в агонии от полученной раны. Однако, кровь, хлынувшая из бока оленя, указывает путь, который он проделал. Вскоре мы добрались до места. Олень лежит, высунув язык, глаза потускнели, дыхание прекратилось, он мертв.

Охотник достает нож, перерезает горло и готовится снять с него шкуру. Для этого он подвешивает тушу на ветку дерева. Когда шкура снята, он отрезает окорока, а остальную часть туши бросает волкам и грифам, перезаряжает ружье, закидывает оленину, завернутую в шкуру, на спину, закрепляет ее ремнем и уходит в поисках другой дичи, прекрасно зная, что в ближайших окрестностях можно найти, как минимум еще одного оленя.

Если бы стояла жара, охотник искал бы оленя по тенистым склонам холмов. Если бы это был весенний сезон, он провел бы нас через густые тростниковые заросли, к краю какого-нибудь отдаленного озера, где вы бы увидели оленя, погруженного с головой в воду, чтобы спасти свое тело от мучительных атак комаров. Если бы зима покрыла землю снежным покровом, он искал бы низкие, сырые участки леса, где деревья изобильно покрыты мхом и лишайниками, которыми в этот период питается олень.

В другое время охотник мог бы взять на заметку места, где олень очищает бархат со своих рогов, потирая их о низкие ветки кустарников, и где он часто скребет землю передними копытами. В сезон созревания он мог бы направиться туда, где растет хурма и крабовые яблоки, так как под этими деревьями олень часто останавливается, чтобы полакомиться их плодами. Ранней весной наш охотник подражал бы блеянию оленихи, и таким образом часто добывал и ее, и олененка, или, как некоторые племена индейцев, он насадил бы голову оленя на палку, и, ползая с ней среди высокой травы прерий, приманивал оленей в пределах досягаемости своей винтовки.

-4

Но, добрый читатель, вы уже достаточно насмотрелись на тихого охотника. Мне достаточно добавить, что по его методу ежегодно убиваются тысячи оленей, многие люди стреляют в этих животных только ради шкуры, не заботясь даже о самых ценных частях плоти, если только голод или близость рынка не побуждают их вырезать окорока.

Световой метод

Способ отстрела оленей с помощью света от огня, или, как его называют в некоторых частях страны, лесного света, никогда не перестает вызывать необычное чувство у того, кто видит его впервые. Есть в этом что-то, что иногда кажется ужасно величественным.

Впрочем, некоторый страх охватывает разум, и даже влияет на физические силы того, кто просто последует верхом за охотником через густые заросли нашего леса. Ведь он вынужден перепрыгивать на своей лошади через сотни огромных поваленных стволов, чтобы потом продираться сквозь чащу разросшегося дикого винограда, а затем выбираться из ловушки, зажатый между стволами двух молодых деревьев, чьи низкие ветки с листьями хлестнули по лицу и отвлекли от прокладки пути.

Время от времени он рискует сломать себе шею, будучи внезапно брошенным головой вперед на землю, когда его лошадь проваливается в яму, покрытую мхом. Но я должен продолжать свое повествование в более обычной манере, и оставляю вас, любезный читатель, самому судить, соответствует ли такой способ охоты вашему вкусу или нет.

Охотник вернулся в свой лагерь или дом, отдохнул и поел добытой дичины. Он с нетерпением ждет возвращения ночи. Он раздобыл много смолистых, сосновых сучков и старую сковороду, которая, судя по виду, принадлежала еще его прабабушке. В эту самую сковородку поместят и зажгут собранные сучки.

Лошади уже оседланы и охотник выходит из дома с ружьем на плече и садится на одну из них, а его сын или негр-слуга садится на другую со сковородой и сосновыми сучками. Вооружившись таким образом, они направляются в глубь леса. Прибыв на место, где должна начаться охота, они добывают огонь с помощью огнива и разжигают сучки в сковородке. Тот, кто несет огонь, движется вслед за охотником, который выбирает наилучшее направление.

Ночная охота на оленей в Кентукки. автор Ф.Д.З.
Ночная охота на оленей в Кентукки. автор Ф.Д.З.

Огонь освещает только близкие объекты, в то время как дальние, кажется, растворяются в непроглядной тьме. Охотник с винтовкой движется несколько впереди, и через некоторое время видит перед собой два слабых огонька, это отражение огня сосновых сучков от глаз животного, оленя или волка. Животное стоит совершенно неподвижно.

Для человека, не знакомого с этим странным способом охоты, блики от его глаз могли бы вызвать в его воображении какого-нибудь потерявшегося хобгоблина, который ушел из своих обычных мест обитания. Охотник, однако, ничуть не испугавшись, подходит к объекту, иногда настолько близко, что может различить его форму, и тогда, подняв винтовку к плечу, стреляет и убивает его на месте.

Затем он садится, снимает шкуру и вырезает куски мяса, которые ему могут понадобиться, в уже описанном порядке, и продолжает поиски в течение большей части ночи, иногда до рассвета, подстрелив от пяти до десяти оленей, если этих животных много. Такая охота оказывается смертельной не только для оленей, но также иногда и для волков, а иногда и для лошади или коровы, которые могут забрести далеко в лес.

Охота верхом

А теперь, читатель, приготовься к встрече с ,благородным, полнокровным виргинским охотником. Проследи, чтобы твое ружье было в полном порядке, ибо уже слышится трубный зов горнов и рожков, смешивающийся с веселыми криками отряда охотников.

Это ваши друзья ждут вас под сенью леса, и мы должны вместе отправиться в путь на легконогом скакуне. Расстояние, которое требуется преодолеть, редко ощущается, когда в конце ожидается удовольствие, поэтому мы скачем галопом через лес, к хорошо известному месту, где много красавцев оленей опустили свои рога под пулями из винтовок охотников.

Слуги, которых называют загонщиками, уже начали поиск. На их голоса отзываются гончие, и если мы не дадим шпоры нашим коням, мы можем опоздать на место, и таким образом потерять прекрасную возможность первыми подстрелить пролетающую мимо дичь. Ату его! Собаки устремляются в погоню, рог звучит громче и отчетливее. Быстрее, быстрее, или мы сильно отстанем!

Наконец-то мы здесь! Спешьтесь, привяжите лошадь к этому дереву, прижмитесь к большому желтому тополю и приготовьтесь стрелять! Олень быстро приближается, я встану на свой номер , и тот, кто застрелит зверя, получит приз.

Слышно, как приближается олень. Вот он нечаянно сломал копытом упавшую ветку, а лай собак все ближе. Всего одно мгновение и олень покажется на виду. Вот он идет! Как красиво он ступает по земле! Какая изящная голова, увенчанная короной рогов! Как легко он движется, уверенный в собственной скорости и неуязвимости! Однако все напрасно, раздается выстрел и зверь удваивает скорость с несравненной стремительностью! И вот он летит!

Загонная охота на оленя в Кентукки. Автор Ф.Д.З.
Загонная охота на оленя в Кентукки. Автор Ф.Д.З.

Вот он бежит! Он проносится мимо другого номера, откуда следует второй выстрел, более меткий, чем первый, и валит животное на землю. Собаки, слуги и охотники устремляются к месту падения. Охотника, подстрелившего оленя, поздравляют с удачей или мастерством, и погоня продолжается в другой части леса.

Здесь требуется черкнуть несколько строк, чтобы дать четкое представление об этом способе охоты. Олени любят ходить вдоль своих собственных следов и продолжают делать это даже после того, как в них неоднократно стреляли. Такой след в лесу обнаруживают всадники верхом на лошадях или кто угодно, когда олень перебегает дорогу, поле или небольшой ручей.

Когда следы оленя были дважды замечены на одном маршруте, зверя можно подстрелить из мест, называемых stand - стойками (в русской традиции принято называть номерами -прим. Ф.Д.З.), там находится охотник, который ждет появление зверя. Линия стоек обычно формируется таким образом, чтобы пересечь путь, по которому пойдет дичь. Человек, который выясняет обычный путь оленя, или обнаруживает места, где животное кормится или лежит в течение дня, сообщает об этом своим друзьям, которые приступают к подготовке к погоне.

Слуги вместе с гончими начинают гнать оленя, и при хорошем управлении обычно удается заставить бежать животное по тому пути, который быстрее всего приведет его к смерти. Но если олень будет осторожен и пойдет другим путем, охотники, сидя на быстрых лошадях, скачут по лесу, чтобы перехватить его, ориентируясь на звук рогов и лай собак, и часто им удается подстрелить его. Этот вид спорта чрезвычайно увлекателен, и оказывается успешным почти во всех случаях.

Надеясь, что этого рассказа будет достаточно, чтобы побудить вас, любезный читатель, отправиться в наши западные и южные леса. Я завершаю главу об охоте на оленей, сообщая вам, что вид, упомянутый выше, - виргинский олень, Cervus virginianus, и что, пока я не смогу представить вам полный отчет о его повадках и истории, вы можете обратиться за информацией о нем к превосходной "Fauna Americana" моего уважаемого друга доктора Харлана из Филадельфии.