Бразильская империя императора Педру II к моменту своего крушения в 1889 году имела военный флот примерно пятый в мире и первый в западном полушарии. Естественно, корабли не только закупались за границей, но и строились на национальных верфях. В период Парагвайской войны бразильцы построили на своих верфях несколько броненосных кораблей, активно проявивших себя в боевых действиях.
Корабли на бразильских арсеналах строились и после войны, в основном крейсера и канонерские лодки. Корабли получались довольно неказистые, но давали стимул развиваться отечественной промышленности. Тогда бразильский флот постоянно увеличивался и корабли находили себе применение в качестве учебных.
Проект очередного крейсера разработали капитан-лейтенант Жоао Кандидо и капитан-лейтенант Маноэль Х. Алвес Барбоза. Строителем назначили Морской арсенал Рио-де-Жанейро. Стоимость постройки составила около 790 000 долларов. Железо для корабля поставлял бразильский завод в Ипанеме.
Имя корабль получил в честь адмирала Франсиско Мануэля Баррозу да Силва, барона Амазонского. Крейсер стал вторым этого имени в бразильском флоте после броненосца "Барросу".
Франсиско Мануэль Баррозу, барон Амазонского (29 сентября 1804 г. в Лиссабоне - 8 августа 1882 г. в Монтевидео ) был известным адмиралом Императорского бразильского флота. Он привел Имперский флот к победе в битве при Риачуэло во время Парагвайской войны, получил благородный титул барона Амазонского в 1866 году, в честь флагманского корабля , который командовал в битве при Риачуэло.
Киль корабля заложили 1 марта 1880 года, а торжественный спуск на воду состоялся 17 апреля 1882 года в присутствии императора Педро II и знаменитого тезки, адмирала Барросу. 26 июня 1884 года он был включен в состав Императорского флота.
«Альмиранте Баррозу» «Almirante Barroso» Заложен 1 марта 1880 г. Спущен на воду 17 апреля 1882 г.. Вступил в строй 19 июля 1882 г. Погиб 21 мая 1893 г
Водоизмещение: 2050 т. Размеры: длина 71,25 м, длина между перпендикулярами 64,00 м, ширина 10,97 м, глубина 11,33 м, осадка 5,10 м.
Двигатели- паровая машина 2200 л.с., паруса площадью 1625 м 2 . Скорость 12 узлов.
Вооружение: 6 пушек Уайтхеда 70 фунтовых. и 4 25-мм картечницы Nordenfelt и 6 11-мм картечниц Nordenfelt.
Корпус композитный-дерево и сталь. Его основная батарея состояла из шести 120-мм пушек.
19 августа 1884 года крейсер вошел в состав Практической эскадры Артура Силвейра да Мота, созданной по приказу морского министра адмирала Хоакима Раймундо де Ламаре. В состав эскадры вошло 16 кораблей: броненосцы Riachuelo , Sеtе де Setembro , Solimões и Javary , крейсера Guanabara , Almirante Barroso , Trajano и 1 de março , миноносцы 1- го класса №1 , 2 , 3 , 4 и 5 и миноносцы 4- го класса Альфа , Бета и Гамма.
Эта эскадра была самой боеспособной и современной частью бразильского флота.
Крейсер в основном использовался для подготовки курсантов.
Под командованием капитана Луиса Филипе Салданья да Гама он совершил знаменитое путешествие в Соединенные Штаты, поднявшись на Барбадос, Ямайку, Новый Орлеан, Гавану, Матансас, Нью-Йорк, Ньюпорт, Сан-Мигель, Мадейру, Санта-Крус-де-Тенерифе ( Канарские острова), Сан-Висенте, Сан-Тьягу, Санта-Катарина и Илья-Гранди.
7 октября 1888 года под командованием уже известного нам капитана (тогда) Кустодиу Хосе де Мелло крейсер вышел из Рио в свое первое кругосветное плавание.
Было пройдено 36 692 мили, крейсер посетил Монтевидео, Буэнос-Айрес, Пунта-Аренас, Колония-де-Магалланес, Вальпараисо, Сидней, Иокогама, Нагасаки, Шанхай, Гонконг, Сингапур, Батавия, Атье (Ачин), Коломбо, Бомбей, Аден, Джидда, Суэц, Порт-Саид, Александрия, Неаполь, Тулон, Барселона, Гибралтар и Сальвадор. В составе экипажа находился второй лейтенант (позднее первый лейтенант) принц Дом Аугусто Леопольдо, сын принцессы Леопольдины.
Леопольди́на Тере́за Франси́ска Кароли́на Микаэ́ла Габриэ́ла Рафаэ́ла Гонза́га де Брага́нса и Бурбо́н ( Leopoldina Teresa Francisca Carolina Micaela Gabriela Rafaela Gonzaga de Bragança e Bourbon; 13 июля 1847, Кинта-да-Боа-Виста, Рио-де-Жанейро, Бразильская империя — 7 февраля 1871, Кобургский дворец, Вена, Австро-Венгрия) — принцесса Бразильская, член императорского дома Браганса, младшая дочь императора Педру II и Терезы Кристины Бурбон-Сицилийской; супруга немецкого принца Людвига Августа Саксен-Кобург-Готского.
29 июля 1890 года кругосветное путешествие крейсера завершилось возвращением в Рио-де-Жанейро.
Кустодиу Хосе де Мелло был повышен до контр-адмирала и командование кораблем принял капитан да фрагата Жоаким Маркес Батиста Леау.
Именно он командовал кораблем, когда 21 мая 1893 года, во время второй кругосветки, крейсер потерпел 21 мая 1893 года кораблекрушение и затонул у Рас-Зейт в Красном море.
Экипаж был спасен британской канонеркой «Дельфин» под командованием лейтенанта Крэдока.
Контр-адмирал сэр Кристофер «Кит» Джордж Фрэнсис Морис Крэдок погиб 1 ноября 1914 года в бою с Восточноазиатской германской эскадрой при Коронеле.
Интересно, что крейсер в критические моменты в истории страны умудрялся находиться в длительных заграничных командировках.
В 1889 году, когда в Бразилии свергали императора, он был в кругосветке. В 1893 году, когда назревало Восстание флота, он тоже был в кругосветке. Железное алиби!
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам