Мы продолжаем наше путешествие по железным дорогам Дальнего Востока России. И сегодня мы отправимся во Владивосток - последний город на Транссибирской магистрали. Справедливости ради стоит отметить, что на самом деле Владивосток - не самая удалённая от Москвы железнодорожная станция, но именно сюда можно доехать на поезде без пересадок, и именно Владивосток считается последним пунктом на великой Транссибирской магистрали.
Расстояние от Москвы - 9288 километров. Об этом свидетельствует табличка, установленная возле колонны на вокзале Владивостока. Сама станция была открыта в 1893 году, именно с этого момента стало возможным добираться сюда из Москвы и Санкт-Петербурга на поезде.
Здесь, на вокзале Владивостока нас ждёт огромный паровоз - американский Еа-3306.
История этих мощных товарных паровозов на железных дорогах СССР началась во время Великой Отечественной Войны. В этот период за границей появился ряд паровозов, которые строились с минимальными применениями бронзы, легированных сталей и других дорогих материалов. Такие локомотивы даже получили названия "военных паровозов" или "паровозов без роскоши".
Такие паровозы отличались высокой надёжностью, несмотря на отсутствие дорогих материалов. Прочная и простая конструкция, надёжные детали и высокая ремонтопригодность делали такие паровозы просто незаменимыми в условиях военного времени. Советский Союз испытывал острую потребность в таких локомотивах. Поэтому летом 1943 года в США были заказаны паровозы типа 1-4-0 в количестве 200 штук. На железных дорогах СССР эти локомотивы получили обозначение Ша. Однако, паровозы 1-4-0 не могли полностью удовлетворить потребность Советского Союза в мощных товарных локомотивах. Требовались более мощные паровозы. Однако, наладить выпуск таких локомотивов "с нуля" было не простой задачей, и было решено создать новый паровоз на основе проекта Ел (про этот тип паровозов у меня уже есть статья: https://zen.yandex.ru/media/id/618d7327c4927b5100957c13/parovoz-v-kotorom-sjigali-bolshevikov-619f1d3df915220dfc32c7f7).
Основные размеры машины остались прежними. Некоторые детали были унифицированы с паровозами Ша. Также улучшили конструкцию топки и отдельные элементы котла. Увеличилась и толщина рамы. Новые локомотивы получили обозначения Еа. Испытания паровоза, проведённые осенью 1944 года показали отличные характеристики. Мощность паровоза по сравнению с локомотивами Ел возросла на 25% и составляла 1920 л.с.
Паровозы Еа выпускались заводами Балдвин и АЛКО в Филадельфии и Скенектади соответственно. Часть паровозов были выпущены с рядом конструктивных изменений. Так была улучшена конструкция дышел, колёсных пар и ряда других деталей. Этим паровозам было присвоено обозначение Ем (Е модернизированный).
На американских заводах для СССР было выпущено 2047 локомотивов Еа и Ем с 1943 по 1945 год. Из США паровозы морским путём доставлялись во Владивосток, Мурманск, Одессу и Молотовский порт. Эти локомотивы проработали до середины 60-х годов, а на отдельных линиях до 80-х.
Паровоз Еа-3306 был построен на заводе АЛКО в 1944 году. Работал на Дальнем Востоке и был списан в 1995 году. Прошёл реставрацию в локомотивном депо "Первая речка" и был установлен в качестве памятника на станции Владивосток. Паровозы серии Е часто называли декаподами (десятиногами), так как у них было 10 ведущих колёс (5 осей), а массивная конструкция и достаточно большая сила тяги (по тем временам) делали его настоящим "монстром" на железных дорогах СССР.
Еа-3306
г. Владивосток
Год выпуска: 1944
Колея: 1520
Осевая формула: 1-5-0
Состояние локомотива (по мнению автора): 5/5