Раз уж я проверил, насколько хорошо сейчас смотрится фантастический шедевр Ридли Скотта «Чужой», то решил и «Хищника» Джона МакТирнана пересмотреть глазами современного зрителя. И, увы, вынужден сказать – хоть первый вышел в 1979-м году, а второй снят в 1987-м, пылью и плесенью подёрнут оказался больше «Хищник».
Открывающий кадр с космическим кораблём. «Хищник» начинается с того, что к Земле подлетает инопланетный космический корабль, от него отделяется капсула и скрывается в верхних слоях атмосферы. Снято это наложением двигающегося макета космолёта на неподвижное рисованное звёздное небо. И избалованный компьютерными спецэффектами глаз теперь это «цепляет».
Непонятный ящик с музыкой. В сцене, где герои летят на вертолёте на военную базу камера несколько раз задерживается на здоровенном «бумбоксе». В 80-ые эта гробина считалась крутой штукой, пройтись с ней по улице под рёв какого-нибудь шумного музона было шиком. И оказавшийся в кабине пилота тоже работал на «крутой» образ персонажей. Но современный подросток, скорее, просто не поймёт, что за ящик ему показывают, да ещё так акцентировано.
Пластилиновый Шварценеггер. Помню, как ещё до просмотра фильма в видеосалоне с друзьями дивился на плакат с огромным мужиком в боевой раскраске и спорил могут ли в принципе быть такие мышцы у человека. Арнольд Шварценеггер казался нереальным, вылепленным из пластилина с этими его раздувшимися бицепсами, трицепсами и прочими мышцами. И, конечно, он и был главным спецэффектом и аттракционом фильма. Но сейчас перекаченным человеком никого не удивишь. «Руки-базуки» вообще уже запросто делаются уколами, а не утомительными тренировками в спортзале. «Спецэффект» перестал работать.
Русский мат в американских джунглях. Когда отправленные на поиски пропавших соратников бойцы натыкаются на лагерь партизан посреди непроходимых джунглей, там отчётливо звучит русская речь, перемежаемая нецензурными выражениями. Что делают русские в Центральной Америке и почему они берут в плен американских военных поймёт сейчас разве что юноша, узко интересующийся темой участия СССР в различных «импортных» конфликтах. Только он сообразит и то, что упоминание в диалогах афганской войны отсылает не к свежей войнушке войск НАТО на территории Афганистана, а к той войне, где советские солдаты вполне официально топтали афганскую землю, а американцы негласно присутствовали на стороне аборигенов.
Убийство скорпиона. В одной из сцен персонаж Билла Дюка на крупном плане пригвождает ножом скорпиона, а потом ещё и топчет его тяжёлым армейским сапогом. И хорошо видно, что это не спецэффект, а самое настоящее насекомое. И сейчас эко-защитники такой сцены фильму бы не простили. И правильно сделали бы – нечего живность мучать в угоду зрительскому развлечению!
Многослойный пришелец. Я очень боялся перед просмотром, что некогда поражавший эффект «зеркальной» маскировки инопланетянина сейчас смотрится дико устаревшим. Но нет, смотрится до сих пор довольно неплохо. Но вот в моменты, когда пришелец сверкает глазищами или включает лазерный прицел, хорошо заметно, как это снималось – отдельно растительный фон, отдельно – человек в костюме иноземца. На отдельном слое рисовались точки «лазера». Но технологии 80-х не позволяли совместить разные слои с идеальной точностью, поэтому видно, как разные объекты «гуляют» независимо друг от друга. К счастью, таких «шероховатых» сцен на весь фильм наберётся секунд 5.
Человеческие лапки пришельца. Как ни странно, инопланетный монстр с отключённым режимом маскировки тоже смотрится неплохо, хотя ты уже прекрасно знаешь, что это – рослый афроамериканец Кевин Питер Холл в латексном костюме. А вот что режет глаза, так это «лапки» инопланетянина. Слишком уж хорошо видно, что это - особого пошива перчатки с длинными когтями, надетые на руки актёра, и в них ему очень неудобно справляться с фантастической экипировкой.
Инопланетная кнопочная технология. Сама иноземная экипировка – лазерная пушка на плече, шлем-маска, выдвижные металлические ножи – смотрятся по-прежнему круто. А вот супер-прибор на запястье (который под финал оказывается ещё и миной замедленного действия) – нет. Какой-то он слишком неаккуратный, угловатый, громоздкий. К тому же – кнопочный. А в наш век сенсорных экранов, тачпадов и прочих новшеств всё, у чего есть кнопки, выглядит анахронизмом. Тем более, если это – прибор представителя иной цивилизации, существенно опередившей человеческую.
Мультяшный взрыв и рисованный прицел. Финальный взрыв, от которого бежит по джунглям герой Шварценеггера, выглядел бы неплохо, кабы не самое его начало. Мы видим, как между деревьев начинают сплетаться какие-то разноцветные сгустки энергии… и они явно сделаны посредством рисованной мультипликации. Как и прицел из трёх полосок, который мы видим «глазами пришельца» несколько раз за фильм. Очень сейчас наивно смотрится!
Представление актёров на финальных титрах. После всех перипетий, когда выживших в схватке с монстром из страшных джунглей вывозит вертолёт, авторы фильма зачем-то ломают всё впечатление от только что увиденного зрителями кошмара. Ломают элементарно – представляя персонажей и актёров, их игравших, отдельно отснятыми видеопортретами с подписями. Актёры при этом выходят из образов и лыбятся в экран. И такое приемлемо для какой-нибудь комедии или дурашливого телесериала. Для сурового фантастического боевика, местами превращающегося в фильм ужасов, подобный слом «четвёртой стены» неуместен.
Спешу успокоить поклонников «Хищника». Фильм МакТирнана «устарел» только в сравнении с «Чужим» (который до сих пор смотрится покруче большинства современных блокбастеров и не устарел ни капли). «Ржавчину» и «пыль» на нём можно обнаружить, если смотреть придирчиво, выискивая «блох», как это делал сегодня ночью я. На самом же деле это по-прежнему очень увлекательное, беззастенчиво маскулинное, брутальное кино, которое – задолго до вампирского шедевра Родригеса-Тарантино – на 30-й минуте внезапно меняет жанр, трансформируясь из боевика в ужастик. И пересматривать его можно не только из ностальгии по видеосалонной юности.
«Хищник» всё так же атмосферен, шутки, умело по нему разбросанные, всё так же веселят, а страшные сцены охоты инопланетного хамелеона за людьми всё так же пугают. Но, в отличие от того же «Чужого», который не устареет никогда, «Хищник» со временем неизбежно поблекнет. Очень уж важны в нём «спецэффектная» и экшн-составляющие. Думаю, будут его смотреть и через 40 лет, но примерно так, как смотрят сейчас «Великолепную семёрку»: старики - с ностальгией, а молодые – из любопытства («и чем же развлекались наши предки?»). Что тоже неплохо.