Найти в Дзене

Ритейл меняет отношение к покупателям.

Оглавление

Планы продаж, трафик, средний чек и прочие понятия, позволяющие оценивать эффективность проекта, мешают за цифрами увидеть реального покупателя. В погоне за прибылью управленцы обычно забывают, что покупатели - это живые, разумные люди.

Весь бизнес создан людьми и только для людей.

После сумасшедшей гонки за количеством открытых магазинов в последнее десятилетие многие руководители торговых сетей стали задумываться о роли своего бизнеса в обществе. И речь не о благотворительности или социальных проектах. Смысл в том, что сети магазинов являются для населения источником товаров первой необходимости, системообразующим элементом нашего государства и частью современной культуры.

Когда явление становится достаточно массовым и прочно входит в нашу повседневную жизнь, то становится и частью нашей культуры. Явным тому доказательством является огромное количество шуток и мемов про ситуации, возникающие в крупнейших сетях магазинов нашей страны. Крупные гипермаркеты становятся объектами насмешек за очереди на кассы, сети по продаже бытовой техники высмеиваются за клиентский сервис, а супермаркеты и магазины у дома за отношение к покупателям и собственному персоналу. Из этого мы можем сделать вывод, что если есть культурное явление, то оно имеет тенденцию либо развиваться, либо деградировать.

Внсент Вега в супермаркете. Мем. Источник Яндекс картинки
Внсент Вега в супермаркете. Мем. Источник Яндекс картинки

Почему я считаю, что культура ритейла развивается? Сети постоянно занимаются ребрендингом, при этом дизайн помещений становится более стильным и выразительным. Материалы, которые используются в отделке, становятся более фактурными, сочетания цветов гармоничными, а реклама и навигация более осознанной.

Пример изменения концепции магазина "Пятерочка". Источник Яндекс картинки
Пример изменения концепции магазина "Пятерочка". Источник Яндекс картинки

Возникает вопрос - это добрая воля собственников, которая делает наш мир комфортнее? Воля здесь скорее вынужденная и подчиняется законам рынка. К осознанию социального значения бизнес медленно приходит под конкурентным давлением в части качества.

Откатимся немного назад во времени. Появление первых сетевых магазинов при достаточно скромном внешнем виде, но с хорошим ассортиментом и доступными ценами, поломало рынок. Частным владельцам нескольких магазинов в одном районе стало крайне трудно конкурировать с федеральными игроками, имеющими свои распределительные центры и систему менеджмента.

Во-первых, развитие ситуации привело к соперничеству магазинов по размерам и местам размещения. Борьба различных форматов магазинов продолжается, и различные экономические изменения будут ломать этот рынок, наверное, довольно долго. Кто здесь победит в итоге? Минимаркет, супермаркет или гипермаркет?

Второе явление проявилось в другом. Кроме конкуренции форматов развернулась конкуренция концепций. Перенасыщенность магазинами в итоге приводит к каннибализму. Не редки случаи, когда магазины одинакового назначения открываются буквально дверь в дверь. Долгое время было устоявшееся мнение, что покупатель выбирает исключительно цену. Так ли это на самом деле?

Рыба ищет, где глубже, а люди, где ближе и дешевле.

Такое утверждение справедливо только от части. При разговоре со своими клиентами и знакомыми, которые ходят в магазины, я постоянно собираю обратную связь. Люди замечают изменения и часто высказываются в пользу магазинов, которые делают изменения.

Работая с магазинами "Ярче", мы предложили изменить визуальную концепцию и подбор материалов. Это дало положительный эффект в продажах, дальше торговая сеть продолжила совершенствовать оформление магазинов уже без нашего участия.

В нашу компанию обратилась сеть "Мария Ра". Результатом работы стали обновленные магазины, показавшие рост продаж. Процесс улучшения продолжается и по сей день.

В обоих случаях творческая идея в дизайне явилась катализатором улучшения оформления.

Самым ярким моментом для нашей компании стала статья на странице проекта "Город не бесит". Наш проект попал в статью и получил высокую оценку от общественности. Как правило, строительство магазинов и торговых центров в нашем обществе поднимает волну негатива. В этом проекте отношение заказчика к пространству вокруг магазина смягчило негатив.

Магазин SPAR. Томск 2021. Дизайн фасада VR commercial. Фото Сергей Ларин.
Магазин SPAR. Томск 2021. Дизайн фасада VR commercial. Фото Сергей Ларин.

В итоге смысл повествования сводится к тому, что на лицо качественное развитие торговых сетей. Об этом и говорит наличие в нашей компании заказов от лидеров ритейла на обновление дизайна.