Приближается Новый Год. Время праздников. Время, чтобы кое-что написать.
После всех объятий, приветствий, смешков и неудобных разговоров с родственниками, я закрываюсь в крошечной комнате, о которой никто не знает, и начинаю писать.
Самый недооцененный аспект новогодних праздников заключается в том, что это очень эмоциональное время. Дело не только в семейных посиделках или в путешествии. Это конец года. Это напоминание о предыдущих праздниках. О старых друзьях, старых отношениях. Вы же не хотите, чтобы все эти сочные эмоции пропали даром. Эмоциональные времена, как правило, порождают отличный материал.
Поэтому уместно напомнить, что необходимо учитывать в наших историях.
Для работы над каждым сценарием требуются две важных вещи. Без них текст умрёт. Они - кислород вашей истории. Так о чём же речь?
1) Героям всегда должно быть чем заняться (должна быть цель).
2) Цели и задачи героев должны иметь важное значение.
В истории кино нет ни одного хорошего сценария, который бы отклонялся от этих элементов. Давайте посмотрим, что они означают.
Одна из самых распространённых ошибок авторов заключается в том, что они начинают с сильного, агрессивного первого акта, а затем, когда они переходят ко второму акту, они не могут придумать, что делать своим персонажам.
Они знают, что персонажи должны что-то делать. Но не ясно, что именно. Поэтому они пишут кучу "наполняющих" сцен с персонажами, которые сидят и разговаривают или ходят туда, куда им не нужно идти. В конце концов, они больше не могут даже думать о таких сценах и сдаются.
Способ избежать этого - убедиться, что у вашего персонажа есть сильная цель, заставляющая его идти вперёд. Это подходит для больших фильмов. Это подходит для маленьких фильмов. Но гораздо чаще небольшие фильмы терпят в этом неудачу.
В больших фильмах большие цели вписываются в концепцию. Будь то Мстители, преследующие Таноса, или Скала и Райан Рейнольдс, которые пытаются выкрасть украшенные драгоценностями яйца Клеопатры в "Красном уведомлении". Сам логлайн, кажется, говорит вам, что персонаж будет делать в течение следующих двух часов.
Но что, если вы пишете историю о парне, чья жена только что развелась с ним, и он не знает, что делать со своей жизнью? В этих случаях цель не так ясна. Это означает, что вы, скорее всего, нарушаете правило № 1: вашим героям всегда должно быть чем знаться. После развода Рома решает, что ему съесть в свой первый свободный вечер, и, возможно, он постирает бельё, что ещё сделает разведённый Рома? Неопределённость вызывает скуку.
Небольшие фильмы обычно используют один из двух элементов для управления повествованием. Первый - это персонаж, который пытается вернуть свою жизнь в нужное русло. Хорошим примером этого является "Рестлер". Герой одновременно пытается восстановить разорванные отношения со своей дочерью, а также подготовиться к большому матчу-реваншу со своим заклятым врагом. Эти всегда даёт ему какое-то занятие. Каждая сцена может продвинуть вперёд ту или иную сюжетную линию.
Второе, что используют небольшие фильмы для развития повествования, - это деньги. Вот почему вы видите, что все эти фильмы братьев Коэн про маленькие городки посвящены деньгам. Это делается для того, чтобы убедиться, что персонажам всегда есть чем заняться (получить деньги).
Фильм "Любой ценой" - ещё один свежий пример того, как персонажи из маленького городка отчаянно нуждаются в деньгах.
Но деньги не обязательно должны быть портфелем со 100 000 долларов в нём. Или гигантским кушем от ограбления банка. Это может быть так же просто, как если бы ваш герой не смог выплатить аренду в конце месяца, а это значит, что его выселят.
Как только персонаж оказывается прижатым к стене, у него нет другого выбора, кроме как действовать. А это значит, как вы уже догадались, что теперь у них есть чем заняться без промедления. Каждая сцена будет посвящена получению этих денег.
Итак, подводя итог: дайте вашему персонажу цель, и ему всегда будет чем заняться.
Это подводит нас ко второму правилу, которое гласит: ТО, ЧТО ДЕЛАЮТ ПЕРСОНАЖИ, ДОЛЖНО ИМЕТЬ ЗНАЧЕНИЕ. Позвольте мне представить слегка скорректированный сценарий вышеупомянутой истории.
В нашем новом фильме герою не нужны деньги к концу месяца, чтобы оплатить аренду. С ним всё будет в порядке в любом случае. Но, допустим, он всё ещё хочет денег. Таким образом, вы заставляете его проходить те же этапы. Он просит денег у своих друзей и семьи. Он просит аванс на работе. Может быть, он пытается кого-то ограбить.
В каждой из двух версий сценария наш персонаж придерживается первого правила – у него есть "цель". Однако появляется одно существенное отличие: во втором варианте - цель не имеет значения.
Что мы будем чувствовать, если его друг откажет ему из-за денег? Мы ничего не чувствуем, потому что знаем, что ему не нужны деньги. Достижение цели должно иметь значение, чтобы нам было не всё равно.
Рассмотрим один из моих любимых фильмов "Хорошее время". Братья Конни и Ник пытаются ограбить банк, и Ника ловят, когда Конни убегает. Конни должен внести залог за своего брата в течение 24 часов, иначе его брата отправят в одну из самых опасных тюрем штата, где он вряд ли выживет. Следующие несколько сцен показывают то, как Конни пытается раздобыть деньги, чтобы выручить брата.
В одной напряжённой сцене он идёт к своей бывшей девушке с которой он резко перестал общаться, и убеждает её пойти с ним, чтобы заплатить за брата. Это отличная сцена, потому что ему больше не нравится эта девушка, но он всё ещё нравится ей. Поэтому она спрашивает его, означает ли это, что они снова вместе, и он должен солгать ей и сказать "да", чтобы спасти своего брата.
Но главная причина, по которой сцена работает, заключается в том, что СЦЕНА ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЕ. Мы знаем, что если ему не удастся вытянуть из неё деньги, его брат может умереть.
Это не значит, что все ставки должны быть между жизнью и смертью. Но что-то должно быть на кону в сцене, чтобы сцена сработала.
В сериале "Ты" главный герой Джо встречается с лучшей подругой своей девушки в кафе. Подруга ненавидит Джо и хочет, чтобы девушка бросила его. Джо должен быть милым с подругой, чтобы этого не случилось. Возможно, в этой сцене не будет на кону большой суммы денег, но сцена ВСЁ ЕЩЁ ВАЖНА. Если Джо не удастся завоевать расположение подруги, он может потерять свою девушку.
Всё действительно так просто. Если вы хотите написать хороший сценарий, дайте своим персонажам чем заняться (цель), и пусть это имеет значение.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.