Найти в Дзене
autoracingworld

Как Сенна и Прост.

Оглавление

Главное событие последних сезонов в Формуле 1: мы наконец-то увидели равную борьбу двух команд и двух ее пилотов. Сейчас противостояние Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена так накалилось, что его начали сравнивать с борьбой Алена Проста и Айртона Сенны.

Напомню что Айртон и Ален боролись за титул 4 сезона: 1988, 1989, 1990 и 1993 гг. Но, пожалуй, для нас сейчас наиболее интересно их соперничество в сезоне 1990. Судите сами: в 1988-м они ещё не поссорились. В 1989-м команда и моторист были полностью на стороне Сенны (к тому же оба этих сезона они выступали в одной команде). А в 1993-м Williams Проста был быстрее чем McLaren Сенны. Остаётся сезон 1990: более-менее равная борьба. А вот для Хэмильтона и Ферстаппена это первый "титульный бой". Фото: Pinterest.ru
Напомню что Айртон и Ален боролись за титул 4 сезона: 1988, 1989, 1990 и 1993 гг. Но, пожалуй, для нас сейчас наиболее интересно их соперничество в сезоне 1990. Судите сами: в 1988-м они ещё не поссорились. В 1989-м команда и моторист были полностью на стороне Сенны (к тому же оба этих сезона они выступали в одной команде). А в 1993-м Williams Проста был быстрее чем McLaren Сенны. Остаётся сезон 1990: более-менее равная борьба. А вот для Хэмильтона и Ферстаппена это первый "титульный бой". Фото: Pinterest.ru

Действительно ли то, что происходит сейчас между пилотами Mecedes и Red, похоже на ситуацию Senna vs Prost? Давайте сравнивать. Соперничество в 1990-м году (именно между пилотами) было более жёстким, я бы даже сказал по настоящему жестоким. Ведь до этого никто не заходил в борьбе за титул так далеко, как это сделали Сенна и Прост. Конечно я говорю о Сузуке'90. На старте той гонки Айртон Сенна в прямом смысле тараном вынес с трассы Ferrari Алена Проста!

А в том что касается команд, то здесь все ровно наоборот - такой жестокой борьбы между командами которая происходит сейчас, в 1990-м не было.

McLaren MP4/5B Honda vs Ferrari F1-90 (641): сходства и различия.

Если присмотреться к обоим болидам, то многие (включая и меня) скажут что сходства между ними нет вовсе.

McLaren MP4/5B Honda vs Ferrari F1-90 (641): Сходства практически нет. Фото: Pinterest.ru
McLaren MP4/5B Honda vs Ferrari F1-90 (641): Сходства практически нет. Фото: Pinterest.ru

Различия.

В наши дни концептуально Mercedes и Red Bull отличаются (пожалуй это самое главное) продольным наклоном шасси (рейк).

В сезоне 1990 McLaren MP4/5B и Ferrari 641 различались радикально во всём! На фото выше хорошо видно что аэродинамические пакеты не имеют ничего общего. Точно так же сильно эти болиды отличались и внутри.

  • Ferrari 641 - двигатель V12 и полуавтоматическая КПП.
  • McLaren MP4/5B - двигатель V10 и "ручная" механическая КПП.

Кстати, а почему в Ferrari использовали V12?

Конечно из-за того, что такие моторы можно раскрутить до более высоких оборотов - то есть они мощнее. А ещё у таких моторов отсутствуют моменты от центробежных сил, в отличии от десяток - то есть они более уравновешенные. Причина в этом? Отчасти - да.

Но на самом деле все это второстепенные факторы. Главным было слово! Слово Энцо Феррари. Известно что Комендаторе обожал двигатели V12, поэтому в середине 80х, во время переговоров о новом регламенте с FISA (которые в угоду британским командам хотели позволить исключительно двигатели V8), он потребовал разрешить ему использовать V12.

Continue to allow V12 engines in Formula One and I will shelve my Indycar programme.
Дайте мне возможность использовать V12, и я остановлю программу Индикар. (с) Энцо Феррари.

Очередной блеф от Феррари? Сейчас мы все к этому уже привыкли. Но Энцо Феррари блефовал вот так:

Мы создадим машину для серии CART, и объявим, что возможно мы покинем Формулу 1. Давайте посмотрим, что "они" сделают с перспективой отсутствия Ferrari в Формуле-1. (с) Энцо Феррари.

Машину (Ferrari 637) действительно создали. В итоге FISA испугавшись потерять Ferrari уступили, разрешив использовать V12.

Ferrari 637 для серии CART. Двигатель: V8 с турбонаддувом. Рабочий объем: 2,65 литра. Мощность: 690-710 л.с. Фото: Twitter.com
Ferrari 637 для серии CART. Двигатель: V8 с турбонаддувом. Рабочий объем: 2,65 литра. Мощность: 690-710 л.с. Фото: Twitter.com

Возвращаясь к вопросу о сходствах и различиях между сезоном 1990 и нынешним, можно сказать что с этической точки зрения "нынешние" команды и в подмётки не годятся "прежним": сейчас обе команды в буквальном смысле ходят по лезвию ножа, балансируя на грани белой и серой зонами регламента (а возможно что иногда и за ней!).

А еще "сейчас окурки в ход пойдут". (с) - команды УЖЕ во время пит-стопов перестали поднимать перед друг другом шланги гайковертов! Что дальше? Случайно разольют перед соперниками масло? :)

"Тогда" в читерстве просто не было необходимости - регламент был достаточно свободным для реализации абсолютно не похожих друг на друга концепций. Ferrari и McLaren 1990 года спутать между собой просто невозможно! А что сейчас? Даже боссы Ф1 говорят что не различают машины между собой! (хотя для истинных фанатов различий достаточно).

В качестве упражнения Пэт Симмондс взял изображения всех нынешних машин, снял с них ливрею, распечатал и повесил на стену. Без раскрасок разницы между ними вы не обнаружите. (с) Росс Браун.

Да, сейчас мы видим острую командную борьбу (интриги, скандалы, расследования), но мы лишились того, о чем формула 1 всегда заявляла как о своем неоспоримом преимуществе: разработкой и проверкой гонками различных идей и концепций.

Полуавтоматические КПП, трекшн-контроль, активная подвеска... А что сейчас? А сейчас Ф1 топчется на месте - улучшения лишь в нюансах.

А что насчёт заголовка? Хэмилтон и Ферстаппен, они действительно как Прост и Сенна? Пожалуй что нет.

Коллаж для заголовка. :)  Фото: Pinterest.ru
Коллаж для заголовка. :) Фото: Pinterest.ru

Главное отличие: между ними нет настоящей ненависти. В отличии от Проста и Сенны. То есть в этом плане они скорей "как Шумахер и Хаккинен" - те тоже хоть и соперничали на грани, но личной неприязни друг к другу (открыто) не показывали.